28 августа 1941 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья". В указе в отношении больших групп немцев — советских граждан были выдвинуты обвинения в активной помощи и пособничестве немецко-фашистским захватчикам.
Согласно тексту документа, "среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах, населенных немцами Поволжья". Для предупреждения возможных диверсионных актов Президиум Верховного Совета СССР признал необходимым переселить все немецкое население, проживающее в районах Поволжья, в другие районы.
В СССР, по данным переписи 1939 года, насчитывалось 1,4 миллиона немцев, из них в АССР немцев Поволжья (АССР НП) — 366,7 тысячи человек.
Всю операцию по переселению глава НКВД Лаврентий Берия приказал провести между 3 и 20 сентября. Был создан оперативный штаб; в составе центрального аппарата НКВД был образован Отдел спецпоселений, создававшийся исключительно для приема и размещения перемещаемых немцев.
5 сентября высшие должностные лица немецкой национальности в АССР НП были сняты с занимаемых постов. Совместным постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 6 сентября 1941 года и указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 сентября 1941 года "Об административном устройстве территории бывшей Республики немцев Поволжья" территория республики была разделена между Саратовской (15 кантонов) и Сталинградской (7 кантонов) областями (переименования кантонов и населенных пунктов с немецкими названиями последовали 19 мая 1942 года).
Переселяемым немцам разрешалось брать с собой личное имущество, мелкий сельскохозяйственный и бытовой инвентарь, продовольствие на один месяц. Сроки на сборы были крайне сжатые, и перед отправкой семьи успевали подготовить лишь минимальный запас продуктов.
Всего из АССР НП было выселено 365,8 тысячи человек. Вывозили их, главным образом, в Казахстан, а также в Красноярский и Алтайский края, в Новосибирскую и Омскую области.
Трудоспособных немецких спецпоселенцев направляли в "трудармию", сочетавшую в себе элементы военных формирований, трудовой деятельности и лагерного режима содержания.
К концу войны немцев на спецпоселении, без умерших и бежавших, значилось 949,8 тысячи человек, в том числе выходцев из АССР НП — 446,5 человек (47,0%).
Обвинение в измене тяготело над советскими немцами до 29 августа 1964 года, когда оно было формально снято очередным указом Президиума Верховного Совета СССР, признавшим, что "огульные обвинения" в "активной помощи и пособничестве немецко-фашистским захватчикам", которые были предъявлены советским гражданам немецкой национальности в Указе от 28 августа 1941 года, "были неосновательными". Указ 1964 года свидетельствовал, что "в действительности в годы Великой Отечественной войны подавляющее большинство немецкого населения вместе со всем советским народом своим трудом способствовало победе Советского Союза над фашистской Германией, а в послевоенные годы активно участвует в коммунистическом строительстве".
Признание несправедливости, совершенной по отношению к немцам, не означало разрешения вернуться на родину. Было решено, что они "укоренились" на новых местах и должны там остаться. Восстановление автономии не предусматривалось.
Ограничение в выборе места жительства в отношении немцев и членов их семей было снято только в 1972 году указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1972 года.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников