Максим Кононенко, для МИА "Россия сегодня"
Существует довольно популярная концепция, согласно которой политический спектр не линеен, а подобен подкове, оба конца которой (правый и левый) довольно сильно сближаются. Ну, то есть ультраправые и ультралевые экстремисты, в общем, подобны. Ярчайшим доказательством верности этой концепции является федеральная тройка политической партии ПАРНАС, в которой присутствуют одновременно левый националист Вячеслав Мальцев, правый либерал Андрей Зубов и унылый бюрократ, позиционирующий себя социал-демократом, Михаил Касьянов.
Никаких иных причин смотреть эти дебаты и не придумаешь. Набившие оскомину политики, каждое слово которых известно еще до того, как они открывают рот. Сам нелепый и совершенно не соответствующий нашему мировосприятию формат дебатов. То удивительное время, в которое их показывает телевидение. Всё против них.
Для простоты давайте представим себе какое-нибудь шоу типа популярных сейчас соревнований вокалистов. И вот выходит на сцену певец или певица и вместо того, чтобы петь, начинает рассказывать, как бы он или она спели бы ту или иную песню.
Дебаты в той, американской форме, в которой они существуют в наших парламентских кампаниях, не имеют ни малейшего смысла. Презентация мировоззрений без дискуссий и обсуждений — это совершенно то же самое, что предвыборные листовки с лозунгами и реклама на билбордах вдоль автомобильных дорог. Разницы никакой.
Любая очная встреча с избирателем во дворе жилого дома принесет (или отберет) проводящему ее кандидату голосов больше, чем эфир дебатов на федеральном телеканале.
И это уже не говоря о том, что декларация некоторых взглядов в эфире у нас вообще-то запрещена уголовным законодательством. Лично мне такое уголовное законодательство не нравится (а оно, кстати, принято вот этими выступающими на дебатах депутатами), но оно есть, и телеканалы обязаны его соблюдать.
В результате чего возникают совершенно клинические ситуации вроде просьбы переписать сделанное во время дебатов заявление профессора Зубова о том, что Крым, дескать, не наш. Это еще больше дискредитирует дебаты, потому что какие могут быть дебаты при существовании 282-й статьи УК РФ и других подобных ей ограничений на выражение собственных взглядов?
Между тем федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы" допускает совершенно разные формы такой агитации: дискуссии, круглые столы, пресс-конференции, интервью, выступления. Конечно, подавляющее большинство кандидатов в депутаты не готовы ни к каким дискуссиям, а на пресс-конференциях выглядели бы попросту жалко. Но ведь и дебаты в их существующей форме ничего таким кандидатам не добавляют.
Впрочем, безусловно, лучше хоть какое-то общение кандидатов с публикой, чем никакого. И здесь федеральным телеканалам следовало бы сказать спасибо, поскольку по тому же самому закону они, вообще говоря, не обязаны устраивать все вот эти дебаты.
Правда, я уверен, что для парламентских партий лучше бы вообще никаких дебатов и не было.
И именно поэтому то, что у нас сейчас именуется дебатами, превращается в арену для фриков.