СИЭТЛ (штат Вашингтон, США), 24 авг — РИА Новости, Алексей Богдановский. Обвинение и защита российского гражданина Романа Селезнева, обвиняемого в кибермошенничестве, завершили во вторник на процессе в Сиэтле допрос свидетелей и выступят в среду с заключительным словом, после чего присяжные начнут обсуждение вердикта.
Селезнева обвиняют в том, что он под несколькими хакерскими псевдонимами занимался похищением номеров кредитных карт и их последующей продажей. Обвинение считает, что Селезнев нанес ущерб на 170 миллионов долларов. Прокуроры на процессе доказывали, что на компьютере Селезнева при задержании в 2014 году были обнаружены 1,7 миллиона украденных номеров кредитных карт.
Дело Селезнева вызвало серьезный резонанс благодаря обстоятельствам его задержания. Он был схвачен агентами Секретной службы США на Мальдивских островах в 2014 году и вывезен на территорию США. Защита Селезнева, его отец, депутат Госдумы Валерий Селезнев, а также МИД РФ назвали задержание россиянина похищением и нарушением норм международного права.
Секретная служба и пиццерии
Обвинение распределило показания между агентами Секретной службы и полиции, которые описали следствие против Селезнева и его вывоз с Мальдивских островов, и разгневанными собственниками малого бизнеса, в основном пиццерий, которые якобы потерпели ущерб от действий Селезнева.
Бывший главный менеджер сети ресторанов Mad Pizza Крис Дойл показал, что процессинговая система четырех ресторанов его сети подверглась кибератаке, в результате чего пришлось переустановить сервера за 21 тысячу долларов. Также кредитные компании Visa и Mastercard оштрафовали пиццерию на 10 тысяч и 4 тысячи долларов соответственно.
Владелец сети пиццерий Z-Pizza в Калифорнии Сидни Фанароф заявил, что ему проникновение хакеров обошлось примерно в 30 тысяч долларов на переустановку системы, 30 тысяч в виде штрафов от компаний кредитных карт и еще 5 тысяч — юридические услуги. "Клиенты сомневались, можно ли пользоваться кредитными картами в наших ресторанах… На протяжении некоторого времени у нас были очень натянутые отношения с клиентами", — отметил Фанароф. Он также заявил, что в результате действий хакеров испытал нервный срыв, но суд не принял эти слова во внимание.
Данным обвинения нельзя доверять
Единственный свидетель защиты Эрик Блэнк — бывший полицейский и адвокат, а ныне директор фирмы, проводящий расследования в цифровой области по заказу правительственных учреждений и крупных корпораций США. По его словам, он потратил 250 часов на расследование дела Селезнева и установил, что на данные обвинения, полученные с компьютера обвиняемого, полагаться нельзя.
"Мое мнение таково, что на данные на этом компьютере нельзя положиться с экспертно-криминалистической точки зрения", — заявил Блэнк. "У нас есть экспертно-криминалистические правила, правила здесь были нарушены, так что этим данным не надо доверять", — добавил свидетель защиты.
В частности, как пояснил свидетель, в компьютере Селезнева на момент задержания в 2014 году была сим-карта, так что компьютер, находившийся по утверждению обвинения, в "спящем" режиме на протяжении 23 дней, мог общаться с внешним миром. Кроме того, эксперт обнаружил на компьютере признаки того, что в нем производились изменения, о которых обвинение ничего не сообщало.
"Метаданные на тысячах файлов были изменены после того, как компьютер был конфискован", — сказал Блэнк. "Это могло быть только следствием пользовательской активности", — добавил он.
Прокуроры Сет Уилкинсон, Норман Барбоса и Гарольд Чунь (первые двое оказались за дело Селезнева в списке санкций РФ) оказались готовы к показаниям свидетеля защиты и противопоставили ему "тяжелую артиллерию" в виде высокопоставленного сотрудника министерства юстиции США.
Обвинение вызвало в свидетели Ови Кэрролла, руководителя лаборатории по киберпреступлениям министерства юстиции США и советника американского генпрокурора по кибервопросам. Кэрролл заявил, что у защиты нет оснований заявлять, что данными на компьютере манипулировали.
"Нет никаких свидетельств, позволяющих предположить, что компьютером как-либо манипулировали", — сказал Кэрролл. "Неприкосновенность компьютера полная и хорошо задокументирована", — добавил он. Также, по его словам, нет данных о том, что компьютер подключался к беспроводной сети после того, как его конфисковали агенты Секретной службы США.
Кэрролл продемонстрировал суду ряд так называемых журналов операционной системы Windows 8, включая журнал событий, мониторинг системных ресурсов, базу данных соединений с беспроводными сетями, регистр беспроводных сетей и другие. Все они, по его данным, свидетельствуют о том, что несанкционированного доступа к компьютеру не было.
Изменение метаданных по более чем трем тысячам файлов на компьютере Кэрролл объяснил рутинной работой антивирусного программного обеспечения. Если бы кто-то пытался изменить регистры вручную, ему бы пришлось переписывать полтора десятка различных списков, каждый на сотни страниц, заявил Кэрролл. По его словам, нет данных, чтобы кто-то пытался это сделать.
Адвокат Селезнева Джон Генри Браун заявил РИА Новости, что позиция обвинения не соответствует действительности. "Данные (на ноутбуке Селезнева — ред.) очевидно испорчены", — сказал Браун. По его словам, именно это обстоятельство и должно стать "разумным сомнением", которое помешает присяжным вынести вердикт о виновности Селезнева.