Рейтинг@Mail.ru
Директор Музея Москвы Алина Сапрыкина: наш экспонат — это наш город - РИА Новости, 23.08.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Директор Музея Москвы Алина Сапрыкина: наш экспонат — это наш город

© Фото : предоставлено Музеем МосквыДиректор Музея Москвы Алина Сапрыкина
Директор Музея Москвы Алина Сапрыкина
Читать ria.ru в
Дзен
Алина Сапрыкина, директор Музея Москвы, рассказала о том, как городской музей должен развиваться вместе с мегаполисом и какие предметы нашего быта могут уже сегодня превратиться в экспонаты.

В Музее Москвы открылась выставка "Азбука Музея", рассказывающая о жизни Москвы в разные эпохи. На выставке разделили московский мир не по историческим периодам, а по буквам, совместив порой самые неожиданные предметы. Директор Музея Москвы Алина Сапрыкина в интервью Анне Кочаровой рассказала о том, как городской музей "общается" с посетителями, как он реагирует на меняющуюся Москву и бурную жизнь мегаполиса.

— Почему музей решил представить свою коллекцию в такой необычной форме — азбуки?

— Наша коллекция одна из крупнейших – в ней более миллиона предметов — и весьма разнообразна. Обычно музей, в зависимости от своего профиля, собирает определенные материалы. Мы в этом смысле уникальны, поскольку собираем все, что связано с жизнью города и горожан.

В нашем собрании есть живопись, графика, городские карты и планы, макеты, архитектурные чертежи, скульптура, фото, фильмы, книги, афиши, открытки, украшения, подарки Москве, костюмы, городская реклама, автомобили и многое другое. С одной стороны, мы можем сделать любую выставку, посвященную Москве. С другой — презентовать нашу коллекцию довольно сложно. На этой выставке мы выбрали простой, но в то же время неожиданный ход — азбуку — и пошли по буквам.

Открытие выставки Азбука музея
В Музее Москвы откроется выставка "Азбука музея"
— Почему вы решили представить свою коллекцию именно сейчас?

— Мне показалось, что это очень важно сделать именно сейчас. Музею Москвы в этом году исполняется 120 лет. Музей имеет интересную, но непростую судьбу. Он четыре раза менял название, пять раз — площадку. Он все время отражал город, менялся вместе с Москвой.

Из Музея городского коммунального хозяйства он превратился в тот Музей Москвы, который мы видим сегодня. Всегда располагался в каких-то особенных зданиях — в Крестовской водонапорной башне, в Сухаревой башне, теперь здесь, в Провиантских складах, в одном из лучших архитектурных комплексов столицы.

В эти здания музей переезжал несколько лет, окончательно транспортировав коллекцию в 2011 году. С 2013 года, за три года моей работы, мы сделали и согласовали проект реставрации памятника архитектуры, разработали эскиз приспособления под современный многофункциональный музейный комплекс, а параллельно расширили форматы музейной работы, открыли новые направления: кафе, детский центр, лекторий, кинотеатр, сувенирный магазин, двор со сценой для концертов и многое другое. Конечно, в юбилейный год нам хочется рассказывать и об истории музея, и о будущем.

В трех корпусах в перспективе мы хотели бы видеть и постоянную экспозицию (которой, кстати, у музея нет с 1949 года), посвященную развитию Москвы, и залы временных выставок, и открытое хранение. Такая удивительная коллекция, как наша, не должна быть доступной только для избранных. Она может "работать", быть представленной широкому кругу посетителей. И выставка "Азбука Музея" в какой-то степени — "репетиция" этого открытого хранения. Вместе с кураторами, архитекторами, дизайнерами над проектом работала в первую очередь вся наша дружная команда хранителей.

— Как формировалась ваша коллекция?

— Во многом за счет даров либо города, либо самих горожан. Это вещи из меценатских купеческих и дворянских дореволюционных фамилий, вещи советской элиты и богемы. Известные люди и простые москвичи передавали свои коллекции целиком — у нас около 400 таких личных собраний.

— Горожане продолжают передавать свои вещи в музей?

— Конечно. Личные пополнения были связаны с выставкой, посвященной юбилею победы в Великой Отечественной войне. Мы тогда делали отдельную витрину и предложили людям приносить свои семейные реликвии, связанные с войной. Было интересно наблюдать за тем, как витрина постоянно менялась. Люди приносили школьные сочинения, военные удостоверения даже со следами крови, детские игрушки, фотографии, письма. Когда таким образом сталкиваешься с историческим материалом, то возникают совершенно другие ощущения.

Самое главное наше пополнение последних месяцев — это археологические находки в рамках реализации программы "Моя улица". Наверное, так быстро мы еще никогда не реагировали на происходящее. На выставке "Тверская, и не только" мы показываем 100 находок из 2 тысяч, которые были обнаружены.

Поварская улица. Экспонат выставки Москва Готье-Дюфайе в Музее Москвы
Археологи в Москве нашли церковную табличку 1889 г с памятной гравировкой
На выставке можно увидеть инструмент фальшивомонетчика XVII века, который был найден в старой мостовой на Тверской. Это один из самых странных предметов. А дальше самые разные вещи — от мелких изразцов до топоров, ведер, надгробных плит, украшений, посуды. Оконные решетки дома на Мясницкой улице, которые были выполнены по проекту Шехтеля, мы выставили две: до и после реставрации — показывая, что происходит с вещью, прежде чем она попадает в коллекцию музея.

Нам интересно отразить жизнь города в простых деталях, очень трогательных и понятных. Мы стараемся делать это современно, сотрудничаем с молодыми кураторами и архитекторами, дизайнерами, придумываем к выставкам дополнительные образовательные и интерактивные программы. Например, на нашей выставке "Азбука Музея" в разделе "реставрация" по определенному графику приходят реставраторы и работают прямо в выставочном зале — это часть выставки.

 

© РИА Новости / Виталий Белоусов | Перейти в медиабанкМастер-класс "ненаучная реставрация" на открытии главного выставочного проекта юбилейного года Музея Москвы "Азбука музея"
Мастер-класс ненаучная реставрация на открытии главного выставочного проекта юбилейного года Музея Москвы Азбука музея

— А каким сегодня, по-вашему, должен быть городской музей?

— Он должен быть многофункциональным, открытым, доброжелательным, должен хранить память, примирять всех со всеми, реагировать на актуальные изменения, быть проводником всего самого лучшего, что есть в городе. Есть классические музеи, но мы – больше, чем музей. Городской музей — это и культурный, и урбанистический, и социальный центр. Мы очень связаны, с одной стороны, с историей и наследием, с другой стороны — с реальным городом и людьми вокруг, а это значит — постоянное движение, жизнь.

— Сейчас люди стали активно интересоваться историей Москвы, популярны городские экскурсии, прогулки. Почему возник такой интерес?

— В нашем быстро меняющемся мире люди ищут укорененность, основу. Хочется стабильности, хочется чувствовать себя продолжением чего-то: длинного времени и большого пространства.

В нашем музее мы даем и то, и другое. Сам музей — это не одна локация. Мы проводим выставки на бульварах, в переходах, в метро, работаем в городской среде. В отличие от других музеев, где предметом является искусство ли, история, техника или что-то еще, наш предмет изучения — это город, который вокруг нас. Наш экспонат — это Москва.

— А когда стоит задуматься о музеефикации Москвы рубежа ХХ и XXI веков?

— Музеефикация — непрерывный процесс. Разумеется, мы собираем в нашу коллекцию предметы, связанные и с сегодняшним днем: городская среда, дизайн, мода, музыка, кино, искусство. Предметы повседневной жизни довольно сложно выбрать — хочется ведь угадать самые типичные для времени вещи. Раньше такие предметы "выловить" было легче. Все носили, например, сапоги "на манке" или пользовались рижской косметикой, покупали журналы Burda, а городские чиновники, например, носили "шапки-пирожки". 

Сейчас нам увидеть себя со стороны сложно. Одежду, телефоны, велосипеды, книги, фото — все это, как и сто двадцать лет назад, Музей Москвы продолжает собирать, правда, что-то уже в цифровом виде или распечатанное на 3D-принтере. Мы живем в мегаполисе в XXI веке.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала