МОСКВА, 19 авг — РИА Новости/Прайм. Почти год назад Олег Белозеров был назначен президентом государственного ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), которое входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний.
"Это (ОАО "РЖД" – ред.), без всякого преувеличения, одна из составляющих всей российской экономики. На РЖД очень многое держится с точки зрения поддержания конкурентоспособности всей экономики страны", — говорил президент РФ Владимир Путин Белозерову на одной из первых после назначения встреч.
РИА Новости попробовали выяснить у профильных министерств, компаний и организаций, как изменилась ситуация в железнодорожной отрасли с приходом Белозерова на пост президента РЖД.
"Несмотря на то, что на посту президента РЖД Олег Валентинович Белозеров трудится всего только год, качественные изменения в работе железнодорожного транспорта России уже достаточно ощутимы. Во взаимодействии с Минтрансом России компания поддерживает стабильную работу железных дорог и предлагает новые, новаторские идеи для развития отрасли", — прокомментировал РИА Новости министр транспорта РФ Максим Соколов.
Рост прибыли и грузовые тарифы
По словам Соколова, благодаря грамотным управленческим решениям Белозерова по итогам первого полугодия 2016 года зафиксирован рост чистой прибыли компании в 1,5 раза, обеспечена безубыточность деятельности холдинга при минимальном росте тарифной нагрузки и впервые за долгий период взят курс на минимизацию финансовой поддержки со стороны государства.
Согласно прогнозу социально-экономического развития РФ, одобренному правительством, тарифы на грузоперевозки в 2017 году планируется проиндексировать с января на 4,5%. Белозеров говорил в мае журналистам, что РЖД не будут просить субсидии к грузотарифу и на следующий год.
РЖД, продолжает Соколов, активно занимаются привлечением грузов на железную дорогу за счет предоставления бизнесу преференций в рамках тарифного коридора. В частности, РЖД отменили с начала 2016 года экспортную надбавку к тарифу на перевозку черных металлов.
Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Игорь Артемьев положительно отзывался об этом решении. "То, что уже сейчас руководство РЖД начинает демонстрировать гибкость в отношении не какой-то отдельной компании, а целого класса товаров — это вызывает уважение, это правильная политика по возвращению грузов на железную дорогу", — говорил Артемьев.
Весной он сообщал РИА Новости, что новое руководство РЖД имеет большой кредит доверия. "В том числе, и с нашей стороны. Надо дать им возможности нормально работать. Потому что, если это будет успешная реформа, мы вообще никуда не полезем", — отмечал Артемьев.
Взаимодействие с участниками рынка
Исполнительный директор некоммерческого партнерства "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" (СОЖТ), компании-участники которого в общей сложности контролируют около 70% всего парка подвижного состава РФ, Алексей Дружинин со своей стороны отмечает, что со стороны руководства РЖД видны усилия для улучшения взаимодействия с операторами.
"Мы с большим вниманием относимся к последним инициативам, предлагаемым руководством РЖД в части привлечения объемов перевозок грузов на железную дорогу. Считаем, что выдвинутые РЖД инициативы в области тарифного регулирования позволят создать условия для привлечения грузов на железнодорожный транспорт", — говорит Дружинин.
В целом, добавляет он, улучшился вагонооборот, и можно говорить, что управленческие решения, принимаемые РЖД, позволили улучшить эксплуатационную обстановку на сети.
Гендиректор НПК "Уралвагонзавод" Олег Сиенко считает, что Белозеров, как истинный профессионал, в кратчайшие сроки смог разобраться в ключевых проблемах, которые стояли между производителями и потребителями грузового подвижного состава.
"В итоге при его поддержке руководством страны были приняты решения, которые фактически спасли вагоностроение и стабилизировали отрасль, а главное – существенно повысили безопасность движения по железнодорожным путям", — сказал Сиенко РИА Новости.
Кроме того, добавил топ-менеджер, практически сразу началось восстановление и рост уровня перевозок, сократилось время доставки грузов. Конкурентоспособность железнодорожного транспорта начала расти, особенно с учетом развития коридора Север-Юг.
Оптимизация расходов
Отмечал работу нового руководства РЖД в части сокращения издержек и министр финансов РФ Антон Силуанов.
"В РЖД пришло новое руководство, отчиталось, что сократило объем субсидий, которые идут из бюджета на деятельность этой компании. Правда, льготы зато получили налоговые примерно в объеме тех же самых субсидий. Во всяком случае, пришли новые люди и начали работать над теми проблемами, которые раньше не решались, и которые повышают эффективность этой компании, повышают ее капитализацию, повышают уровень инвестиций и сокращают издержки, что абсолютно правильно", — говорил Силуанов в марте текущего года.
Белозеров на селекторном совещании в августе текущего года подтверждал, что вектор развития компании направлен на повышение внутренней эффективности, усиление клиентоориентированности, системную работу с издержками и рациональное использование имеющихся ресурсов. По его словам, в первом квартале РЖД оптимизировали годовые расходы на 43,7 миллиарда рублей, а на данный момент еще на 9,3 миллиарда рублей. "Считаем, что это не предел", — цитировали РЖД президента компании.
Внимание пассажирам
Одним из важных сегментов работы РЖД являются пассажирские перевозки. Белозеров в конце прошлого года сообщил, что 2016 год в РЖД объявлен Годом пассажира. Компания разработала специальный план из нескольких разделов. Среди них, в частности, оптимизация ценовых предложений на пассажирские перевозки, приобретение нового подвижного состава и т.д.
"Впервые за всю историю железных дорог самое внимательное участие уделено нашим пассажирам", — отмечает министр транспорта РФ Соколов.
По его словам, разработана комплексная программа по развитию сервисов, предоставлены скидки детям на летние каникулы, обновляется подвижной состав, на вокзалах заработал качественный Wi-Fi, внимательно рассматриваются жалобы пассажиров и принимаются меры.
Министр напомнил о росте пассажирооборота c начала года более чем на 3%, спроса на перевозки пассажиров скоростными поездами и поездки в двухэтажных поездах, увеличении перевозок в сообщении с курортами Северного Кавказа и Черноморского побережья, положительной динамике погрузки (почти 2% за семь месяцев) в непростых экономических условиях.
Уверенно развиваться
"В целом я считаю, что РЖД приобрели в лице Олега Валентиновича Белозерова ответственного руководителя, способного решать самый широкий спектр задач по развитию железнодорожного транспорта, поддерживать надежное функционирование отрасли, а главное — обеспечивать комфорт и качество перевозок для пассажиров", — считает Соколов.
Белозеров до назначения президентом РЖД с мая 2015 года был первым заместителем Соколова. Чуть ранее – с марта 2009 года — заместителем министра транспорта РФ. До этого, в частности, являлся руководителем Федерального дорожного агентства (Росавтодор).
"Можно однозначно сказать, что системный выверенный подход Олега Валентиновича к постановке задач и достижению целей показал, что и в кризисные для экономики времена железнодорожная отрасль может уверенно развиваться, а РЖД — показывать хорошие результаты деятельности компании", — соглашается с министром гендиректор УВЗ.