Санкции, наложенные Евросоюзом на Россию в связи с ситуацией на Украине и присоединением Крыма, действуют уже около двух лет и до сих пор не сняты. В ответ на санкции Россия ввела собственное продуктовое эмбарго. Результатом стало резкое падение товарооборота с другими странами ЕС, в первую очередь оборота товаров между Россией и Германией. К 30-летию с момента отмены монополии на внешнюю торговлю в Советском Союзе постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР "О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями" от 19 августа 1986 года выяснилось, что по сравнению с данными 2013 года важный показатель рискует снизиться почти вдвое.
Доктор экономических наук, профессор Андрей Зверев работал в Госбанке СССР и Госплане СССР, был заместителем министра финансов РСФСР и первым заместителем министра финансов СССР. С 2009 по 2015 годы он был торговым представителем России в Германии, в настоящее время — почетный председатель Совета российской экономики в Германии. Согласно прогнозу профессора, товарооборот двух стран в 2016 году упадет до 35-37 миллиардов долларов. О том, что было 30 лет назад, и том, что происходит сейчас, Зверев рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости в Берлине Татьяне Фирсовой.
— В августе исполняется 30 лет с даты отмены монополии внешней торговли в СССР. Вы были непосредственным участником этого процесса. Расскажите, как это было?
— Действительно, 19 августа 1986 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР "О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями". Оно ознаменовало отмену государственной монополии внешней торговли.
К этому времени в СССР уже были предприняты шаги к либерализации в экономической сфере. Экономика нуждалась в инструментах для развития, и предоставление права на самостоятельную внешнеторговую деятельность было одним из них. Вскоре появились кооперативы, частные предприниматели, коммерческие банки.
Разрешение вести внешнюю торговлю самостоятельно вначале получили более 20 союзных министерств и ведомств (до этого такое право фактически имели только Минвнешторг и Госкомитет по внешнеэкономическим связям), а также несколько десятков предприятий, объединений и заводов, при которых были созданы внешнеторговые фирмы. Одновременно был осуществлен перевод на хозяйственный расчет внешнеторговых организаций, существовавших до этих решений.
— Андрей Викторович, поясните, что означал в то время перевод на хозрасчет внешнеторговых организаций? Проще говоря, как они стали работать?
— По тем временам хозяйственный расчет был передовым методом хозяйствования. Он предусматривал относительно большую свободу в части поиска партнеров, заключения контрактов, ценообразования, выстраивания хозяйственных связей. Одновременно хозрасчет позволял предприятиям и объединениям выплачивать работникам вознаграждение, зависевшее от результатов работы. Применительно к внешнеторговым организациям хозрасчет означал принцип "сколько заработал — столько и потратил". Они приобрели возможность самостоятельно жить на комиссионное вознаграждение по сделкам, самостоятельно распоряжаться заработанными денежными средствами, в том числе валютными.
— Очевидно, что само по себе право на экспорт и импорт нуждалось в соответствующем инструментарии, позволявшем это право реализовать. Что тогда изменилось?
— Разумеется. В эти годы я работал во внешнеэкономическом подразделении Госплана СССР, где была сосредоточена работа по выработке новых механизмов. Важно было создать заинтересованность хозяйственных субъектов в увеличении внешнеэкономических связей. Было, в частности, предложено оставлять часть валютной выручки поставщикам товаров и услуг на экспорт. Предприятиям и объединениям были открыты валютные счета в банках, и им предоставлялось право самостоятельно использовать заработанную валюту. Эти средства в валюте экспортеры получали по стабильным нормативам валютных отчислений. При этом, учитывая большое количество смежников при изготовлении сложной экспортной продукции, валюту получали все участники цепочки создания добавленной стоимости.
С другой стороны, обладатели валютных счетов могли сами, без согласования, использовать эти средства для импорта. Возможно, сейчас, в условиях рыночного механизма в стране, все это звучит странно, но надо понимать, что собой представляла экономика страны во время полного контроля со стороны государства. Это был своеобразный прорыв.
— Как все это повлияло на внешнюю торговлю страны?
— Трудно ответить на это вопрос однозначно. Советская экономика во второй половине 80-х годов испытывала значительные трудности системного характера. Усиливались центробежные тенденции. Неблагоприятными были и условия внешней торговли. Нельзя не отметить и введенные при (президенте США в 1981-1989 годах Рональде) Рейгане в начале 80-х годов санкции против СССР, в том числе прекращение поставок нефтегазового оборудования. Во всяком случае, внешнеторговый оборот страны, составлявший в 1980 году 94 миллиарда рублей, в 1985 году достиг 142 миллиардов рублей, а в 1988 году равнялся 132 миллиардам рублей.
Однако важнее был факт создания нового механизма внешнеэкономических связей. Предприятия получили свободу во внешней торговле. Решения, принятые в то время, во многом заложили основу для создания в 90-е годы рыночной экономики.
— Тем не менее до сих пор ведутся дискуссии о праве на жизнь некоторых элементов государственной системы управления внешней торговлей, а санкции по-прежнему являются препятствием для экономического сотрудничества.
— В последние годы произошла существенная деградация нашей внешней торговли. Достаточно почитать интервью первого заместителя министра экономического развития Алексея Евгеньевича Лихачева "Российской газете" от 19 июля с характерным заголовком "А воз и ныне там".
— Что это значит для нас конкретно?
— Давайте посмотрим на цифры, тем более что мы сейчас вспоминаем о том, что было 30 лет назад. Следует, правда, учитывать, что в то время товарооборот считался в рублях, а курс советской валюты был, если помните, самым стабильным в мире — примерно 60 копеек за американский доллар.
Так вот, внешнеторговый оборот СССР в 1985 году составил 142 миллиарда рублей, в том числе экспорт 72,6 миллиарда рублей, а импорт — 69,4 миллиарда рублей. В 2015 году товарооборот был равен 525,8 миллиардам долларов США, из них экспорт — 343,4 миллиарда долларов, импорт 182,4 миллиарда долларов. Эти цифры трудно сравнивать, хотя, конечно, рост очевиден. Но не будем забывать, что нефть в 1985 году стоила на уровне 25-28 долларов за баррель, а в последние годы она достигала 100 долларов и выше.
Важнее посмотреть на структуру внешней торговли. В 1985 году доля машин и оборудования в нашем экспорте составляла 13,9%, а в 2016 году (январь-май) — 6,7%, топливо и электроэнергия – соответственно, 52,7% и 58,3%.
С другой стороны, если в 2013 году наш товарооборот составил 844 миллиарда долларов, то в 2015 году он составил лишь 525,8 миллиарда долларов. Прогноз на 2016 год — чуть более 400 миллиардов долларов.
— Каковы данные по торговле с Германией?
— Что касается Германии, то, если удельный вес ГДР и ФРГ во внешней торговле СССР в 1985 году составлял соответственно 11,5% и 4,3%, сейчас доля ФРГ — 8,8%. А товарооборот российско-германской торговли упал с 74,9 миллиарда долларов в 2013 году до 45,8 миллиарда долларов в 2015 году. За январь-май 2016 года этот показатель не дотянул до 15 миллиардов долларов и по прогнозу за год составит 35-37 миллиардов долларов. Комментарии, как говорится, излишни. Можно, разумеется, измерять торговлю не в долларах США, как это делается во всем мире, а в штуках, тоннах и в значительно ослабевших российских рублях. Только от этого общая оценка не изменится. Можно себе представить, как выросла внешняя торговля, например, Венесуэлы, измеренная в боливарах при инфляции в 1200% и соответствующей девальвации национальной валюты, или в Зимбабве, где инфляция еще выше.
— В последние годы предпринимаются меры для улучшения работы торговых представительств России, создаются торговые дома за рубежом. Как идет работа в этом направлении?
— В 2012 году была разработана программа активизации работы торговых представительств России за рубежом, придания им нового облика. Одновременно недавно было объявлено об открытии торговых домов, входящих в систему Российского экспортного центра и торгпредств. Было подписано большое количество соглашений с регионами, крупными российскими компаниями и корпорациями, утверждены сотни бизнес-планов и заданий по экспорту и так далее. Важно понимать, каков будет результат этой работы, когда количество перейдет в качество. Работа по программе была рассчитана на 2012-2016 годы. Давайте дождемся времени, когда будут подведены какие-то итоги. Думаю, что у нас тогда будет хороший повод для еще одного интервью.