Анкара намерена укреплять сотрудничество с Москвой и Тегераном по урегулированию в Сирии и может наладить военно-техническое сотрудничество с Россией. Об этом, а также о расследовании дела об убийстве российского пилота Олега Пешкова, росте исламофобии и тюркофобии в Европе и о том, почему Владимир Путин и Реджеп Эрдоган вызывают тревогу у Запада, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу рассказал в интервью Sputnik Турция.
— Как вы оцениваете процесс нормализации российско-турецких отношений? За прошедшие семь месяцев обе страны продемонстрировали, что не намерены отказываться от взаимодействия друг с другом.
— Некоторые российские эксперты называют вас другом России. В частности, они указывают на поддержку, которую вы оказали России в период вашего председательства в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ). Я имею в виду попытки ряда сил признать актом геноцида голодомор на Украине в 30-е годы.
Никогда не забуду свои поездки на Украину, на Кавказ, в Белоруссию и Казахстан во время работы над докладом. В ходе визита на Украину перед встречей с (президентом Украины в 2005-2010 годах Виктором) Ющенко я провел беседу с группой ученых. На мой вопрос, как вы считаете, был голодомор геноцидом или нет, 40% присутствующих сказали, что это был геноцид, 30% дали противоположный ответ, а оставшиеся 30% вообще заявили, что затрудняются ответить. После этого я сказал Ющенко: "Вы хотите, чтобы я назвал эти события геноцидом, но ваши же ученые не смогли прийти к общему мнению по этой проблеме. Как же я могу в одиночку принять такого рода решение?" В результате после прочтения доклада даже украинская делегация поблагодарила меня за проведенную работу. Российская сторона тоже выразила благодарность. Пытаться удовлетворить всех своей работой – неблагодарное дело. В результате проведенных исследований в докладе я лишь написал правду. Если вы будете честными, справедливыми и объективными при исполнении своих обязанностей, удовлетворение от результатов ваших трудов ощутят все. С российскими представителями мы работали в одной группе. Там же была и делегация из Азербайджана. Нам удалось установить очень тесное взаимодействие. Они также оказали мне большую поддержку.
На всех занимаемых мною постах я всегда старался прикладывать все усилия для поддержания добрых отношений с Россией, поскольку знаю, насколько велика роль России для нашего региона и для мира в целом. Думаю, российские политические деятели заметили и оценили это. Так, я стал первым иностранцем, удостоенным почетной медали Совета Федерации. Ее мне вручила Валентина Матвиенко. С ней и рядом других российских депутатов: Леонидом Слуцким, Алексеем Пушковым, Сергеем Нарышкиным, Дмитрием Рогозиным, Константином Косачевым, Михаилом Маргеловым – нас связывают дружеские отношения. Но самая главная задача — это, безусловно, укрепление двусторонних отношений. Во время визита в Москву я встретился с тремя духовными лидерами – патриархом Кириллом, главным раввином России Берлом Лазаром и руководителем Совета муфтиев России Равилем Гайнутдиновым. Мы наладили диалог со всеми слоями общества и готовы развивать и углублять его в дальнейшем.
— Какой механизм сотрудничества будет выработан во взаимодействии с Россией в Ближневосточном регионе, в частности в Сирии?
— Раньше в Черноморском регионе Турция и Россия поддерживали взаимовыгодное военное сотрудничество, проводились совместные учения. Сегодня же все чаще мы являемся свидетелями проведения в регионе учений НАТО. Есть ли надежда на возвращение к прошлому в плане сотрудничества в этом регионе?
В акватории Черного моря располагаются и другие страны – Болгария, Румыния, Грузия и другие. И все они должны понимать это. Если будет понимание, поводов для напряженности возникать не будет, никто не будет видеть в другом угрозу своей безопасности. Наоборот, будет развиваться сотрудничество, от которого выиграют абсолютно все. Я сейчас нарисовал идеальную картинку. Ситуация в регионе не всегда совпадает с нашими идеалами. Так, Крым в последнее время стал причиной напряженности в отношениях между НАТО и Россией из-за событий на Украине. Все страны, располагающиеся на юге Черного моря, включая Турцию, являются членами НАТО. Возникло естественное напряжение, но на последнем саммите НАТО царила атмосфера понимания необходимости диалога с Россией. Это понимание необходимо всячески укреплять и развивать. На мой взгляд, все имеющиеся проблемы мы должны преодолевать именно путем налаживания диалога.
— Как вы оцениваете перспективы развития военного-технического сотрудничества с Россией?
— Россия стала одной из первых стран, осознавших угрозу, исходящую от организации Фетхуллаха Гюлена FETÖ. Еще десять лет назад на территории России были закрыты школы, созданные этой организацией. В каком направлении может развиваться совместная борьба России и Турции против FETÖ сегодня?
Мы надеемся, что Россия примет необходимые меры в этом вопросе. Мы очень ценим и дорожим поддержкой наших друзей, которую они оказывают нам в борьбе с угрозой для Турции. Кроме того, в нашем регионе, в третьих странах, действует очень разветвленная структура FETÖ. И для всех нас существует серьезный риск того, что представители этой структуры в странах региона попытаются осуществить попытку переворота по примеру Турции, захватить власть в этих странах в свои руки, укрепить там свое влияние. Это угроза и для России, и для Турции, и для региона в целом. Поэтому нам необходимо поддерживать сотрудничество в противостоянии этой угрозе.
— Вопрос экстрадиции Гюлена…
— Почему Запад не оказал должной поддержки законной власти Турции после попытки переворота? Россия поддержала турецкое руководство. По мнению ряда российских экспертов, попытка переворота захлебнулась благодаря решительной, стойкой позиции президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
Я уже давно говорю: подобный подход в отношении великой России неразумен и нереалистичен. Попытками запугать, унизить, преуменьшить значение России вы ничего добиться не сможете. Это же действует в отношении Турции. Они низвели огромные по своей масштабности Олимпийские игры в Сочи в 2014 году к одной теме – вопросу прав сексуальных меньшинств. Нельзя сворачивать отношения с такой огромной и великой державой, как Россия, к одному вопросу. Не хочу пускаться в пространные рассуждения по этой теме. Скажу только, что, когда отношения со страной сводятся до такого узкого уровня, ничего конструктивного не получится.
— Почему ЕС не выполняет своего обещания, данного Турции, и не отменяет визовый режим?
— Кому оказалось выгодно ухудшение российско-турецких отношений? Пилоты, сбившие российский самолет, являются членами FETÖ? На какой стадии находится следствие в отношении Альпарслана Челика?