БЕРЛИН, 17 авг – РИА Новости. Новое исследование, проведенное Берлинским институтом народонаселения и развития, указывает на то, что доступ прибывших в Германию беженцев на рынок труда остается проблематичным, несмотря на законодательные инициативы правительства.
В исследовании, которое называется "За работу. Чем могут помочь местные инициативы интеграции беженцев на рынке труда", констатируется, что "важнейшую задачу по обеспечению этих людей работой и куском хлеба по-прежнему еще только предстоит решить". Как заявил журналистам в среду директор Берлинского института Рейнер Клингхольц, "с предпосылками для быстрой интеграции в этой области все непросто". Он указал на крайне слабое знание приехавшими немецкого языка, их недостаточную квалификацию и образование, а также другие "специфические особенности", которые затрудняют им доступ на рынок труда.
Канцлер ФРГ Ангела Меркель неоднократно заявляла о том, что страна справится с прибытием сотен тысяч беженцев. Она также не раз обращалась к представителям крупнейших немецких предприятий с призывом трудоустраивать больше беженцев. Очередная встреча канцлера с представителями "большого бизнеса" на данную тему запланирована на середину сентября в Берлине.
Немецкое правительство предприняло с 2015 года ряд шагов по упрощению доступа беженцев на рынок труда – каждый прибывший имеет право на работу после трех месяцев пребывания в Германии с момента регистрации в миграционной службе безотносительно того, продолжается ли рассмотрение его запроса о предоставлении вида на жительство. Новый закон об интеграции также отменяет проверку со стороны федерального ведомства по делам иностранцев (Bamf), не претендует ли на рабочее место для конкретного беженца равно квалифицированный гражданин ФРГ.
Из расчета 800 тысяч
В МВД ФРГ заявили в конце прошлого года о прибытии в Германию одного миллиона пятидесяти тысяч беженцев. Такое число прибывших было зафиксировано в системе первичной регистрации Easy. Официальные представители МВД многократно заявляли, что эти данные могут быть не совсем точны – некоторые из беженцев были зарегистрированы несколько раз, другие выехали из Германии в другие страны.
Как заявил Клингхольц, Берлинский институт исходил в своих исследованиях из того, что в Германию в 2015 году де-факто въехало 800 тысяч беженцев, ссылаясь на данные федерального ведомства по делам иностранцев (Bamf) и других экспертов, например составителей тематического доклада фонда Бертельсманна. Беженцы прибыли в ФРГ, в основном, из трех стран – Сирии, Афганистана и Ирака. Это, как правило, молодые люди (71% из них моложе 30 лет) мужского пола. Число женщин, к примеру, в возрасте 18-24 лет составляет 5% от прибывших, в этой же возрастной группе мужчин – 20%.
Согласно данным, приведенным в исследовании, 23,2% беженцев заявили в миграционной службе о том, что у них есть высшее образование, 25% посещали начальную школу, более 50% — среднюю школу и колледжи. Однако, как заявил журналистам Клингхольц, у большого числа прибывших нет никаких документов об образовании или профессиональном обучении. Кроме того, Bamf ведет данную статистику на основании посещения учебных заведений, то есть люди, которые сообщили о посещении гимназии, "могли посещать ее несколько раз или закончить один или два класса". При этом о владении немецким языком заявили менее 2% беженцев.
Проблемы в трудоустройстве
"Вам, наверное, уже известна статистика о том, что только 8% всех беженцев в возрасте от 15 до 64 лет находят работу в Германии в первый год после прибытия в страну. В первые пять лет работу получают 50%. Это значительно меньше, чем в аналогичных группах коренного населения или трудовых мигрантов", — заявил журналистам соавтор исследования Штефан Сиверт.
Помимо проблем с языком и образованием, он указал на специфические особенности трудоустройства беженцев, например их незнание структуры рынка труда, моделей поиска работы.
"Около 20% находят себе места при помощи бирж труда и агентств, а 50-60% надеются на семью, друзей и соцсети. Это нетипичный способ трудоустройства в Германии. Кроме того, это рождает парадоксальную ситуацию – если у беженцев, к примеру, нет в Германии друзей или родственников, которые могут предложить им работу, то и смысл искать ее у них как бы пропадает", — сказал Сиверт.
В исследовании Берлинского института указано, что многие приезжие имеют "неправильные представления о перспективах работы". Беженцы с профессией испытывают разочарование от информации, что, помимо хорошего знания языка, им необходимо получить в Германии диплом об образовании для того, чтобы претендовать на высокую зарплату. Нежелание инвестировать время и средства в образование связано также со стремлением многих прибывших скорее зарабатывать деньги, чтобы выплачивать долги и поддерживать свои семьи. В результате "уровень энтузиазма, высокий именно в первые месяцы после прибытия в Германию, постепенно падает", считает Штефан Сиверт.
Работодатели в сомнении
"Многие работодатели могут только теоретически представить себе принятие на работу в качестве практикантов и сотрудников беженцев на собственные предприятия. Часто они не знают, где они могут найти подходящих им сотрудников среди беженцев и что следует соблюдать при их найме. Кроме того, они опасаются отсутствия поддержки при возникновении правовых или культурных проблем с новыми работниками", — говорится в исследовании Берлинского института народонаселения и развития. Отсутствие документов, которые подтверждали бы профессиональный статус претендента, тоже беспокоит нанимателей.
"Необходимо буквально брать людей за руку и приводить, знакомить друг с другом. В этом смысле особенно важной является деятельность местных инициатив, направленных на поддержку беженцев в вопросах трудоустройства. Они дополняют работу миграционных служб, создают для прибывших отсутствующие персонифицированные сети, которые необходимы для поиска работы", — считает Сиверт.
В настоящее время в Германии существует несколько сотен подобных организаций, деятельность 10 из них стала предметом изучения Берлинского института. Благодаря работе инициатив, беженцы знакомятся с немецкой системой образования и обучения, получают информацию о своих правах и доступе на рынок труда, а также конкретизируют собственные личные и профессиональные качества. Затем они при помощи своих кураторов находят работодателей – как правило, речь на первом этапе идет о короткой практике, параллельной с курсами изучения немецкого языка. Одновременно ведется работа по подтверждению уровня образования в немецких ведомствах, а также поиск постоянной работы, при необходимости – дополнительных образовательных программ.
По словам Сиверта, эти местные или региональные инициативы "вносят значительный вклад в интеграцию беженцев на рынок труда, однако их все еще недостаточно".