МОСКВА, 17 авг — РИА Новости. Российская финансовая система отмечает печальную годовщину в своей истории — 18 лет назад государство объявило дефолт, который повлек за собой обвал рубля и практически парализовал работу банков в стране. Но самый страшный сценарий власти смогли предотвратить, рассказал в интервью РИА Новости Сергей Дубинин, который в августе 1998 года был председателем Центробанка.
Этот "черный понедельник" оказался настоящей проверкой на прочность незрелой экономики, которую она еще не смогла пройти, а в памяти россиян он остался как августовский кризис 1998 года, практически моментально обесценивший их сбережения.
Правительство и Центральный банк 17 августа 1998 года объявили о неспособности платить по основным видам государственных ценных бумаг, номинированных в рублях.
Основными причинами дефолта стали огромный госдолг, кризис ликвидности, порожденный обвалом азиатских экономик, низкие мировые цены на сырье, составлявшее основу экспорта России, а также строительство пирамиды государственных краткосрочных облигаций (ГКО).
"В России на тот момент очень плохо собирались налоги и был огромный дефицит бюджета, который покрывался с помощью ГКО. Центробанк, безусловно, работал в тесной координации с правительством. К сожалению, координации с Госдумой не было. Дума работала в популистском режиме, обещая всем огромные деньги на все задачи — как социальные, так и экономические, но денег этих просто не было", — вспоминает Дубинин, который сейчас входит в набсовет ВТБ.
"Мы пытались переломить ситуацию. Невозможно было пытаться реструктурировать долг без риска девальвации. Эту ситуацию мы пытались решить за счет привлечения средств МВФ и за счет изменения экономической политики, но ни то, ни другое не привело к успеху. Очевидной была слабость российской финансовой системы, на это наложилось падение цен на нефть. Нефть тогда стоила меньше десяти долларов за баррель, с учетом инфляции доллара это примерно сегодняшние 20 долларов", — говорит он.
Причины кризиса
Российскому дефолту способствовал и начавшийся в конце 1997 года азиатский кризис, на фоне которого иностранные инвесторы начали выводить деньги из всех развивающихся стран, в том числе из России, напомнил Дубинин.
"Тогда уже можно было объявлять дефолт, потому что было понятно, что расплатиться по долгам без новых размещений Минфин не сможет", — отмечает он.
По данным Центробанка, на момент кризиса резервы ЦБ составляли 24 миллиарда долларов, обязательства перед нерезидентами на рынке ГКО/ОФЗ и фондовом рынке — свыше 36 миллиардов долларов. Общая сумма платежей государства в пользу нерезидентов приближалась к 10 миллиардам долларов в год.
Помимо внешних шоков причиной кризиса стал раздутый бюджет, говорит экс-глава ЦБ.
"Дефицит бюджета в 1-3% ВВП вполне может покрываться с помощью государственного долга, но никак не под 20%, как было в 1997-1998 годах", — отмечает он.
Отдельно стоит упомянуть работу банковской системы и денежную политику того времени, указывает Дубинин.
В середине 1990-х ЦБ пытался обуздать инфляцию в стране: в 1997 году она опустилась до 11% в год с 1000% в 1994 году. Этой цели удалось достичь введением валютного коридора. "Причем это связано не только с ограничительной денежной политикой, но и введением достаточно свободной конвертации рубля к доллару и привязки рубля к доллару как к номинальному якорю. Эта политика позволила остановить гиперинфляцию в стране", — пояснил топ-менеджер ВТБ.
Массовых волнений избежали
Банки массово обанкротились в августе 1998 года и отказались возвращать вклады населению. "Что нам удалось сделать? … Нам удалось стабилизировать ситуацию – не было разгрома банков, не было массовых волнений", — отметил он.
Таким образом, еще одним результатом уроков тех дней стало создание со временем Агентства страхования вкладов, подчеркнул экс-глава ЦБ.
"Кроме того, тогда удалось избежать валютных ограничений, что внушило доверие бизнесу, который начал вкладывать деньги в экономику, и она заработала. Вот так удалось в 1998-1999 годах преодолеть кризис. Лично я убежден, что это были правильные и единственно возможные действия", — резюмирует Дубинин.
1998 год не повторится
Дубинин не верит, что аналогичный кризис возможен в настоящее время.
"Безусловно, сейчас повторение кризиса 1998 года невозможно. Мы видим, что финансовая система и экономика РФ в целом выдержали и снижение цен на нефть, и введение санкций, что свидетельствует о достаточном запасе прочности", — считает он.
"Угрозы банкротства и краха нет. Мы пережили за относительно короткий исторический период дефолт Советского Союза в 1991 году и дефолт России по госдолгу в 1998 году. Сейчас нет предпосылок для повторения этой ситуации", — добавил он.
Вместе с тем нынешнюю экономическую ситуацию хорошей назвать нельзя, уверен Дубинин.
"Это, безусловно, кризис, причем кризис прежде всего инвестиционный. Отсутствуют не столько ресурсы для инвестиций, сколько стимулы для них. Руководители корпораций, банков избегают рисков. Люди сейчас очень осторожны. Оценка рисков чрезмерно высока. Но это связано и с политической ситуацией, и со структурой нашей экономики", — заключил он.