МОСКВА, 17 авг — РИА Новости, Алексей Захаров. Москва. Август. Темное небо. Открытый ретромобиль красного цвета выкатывается на дорогу за стадионом "Спартак" в Тушине. За рулем единственной в мире "Победы-Спорт" — автомобильный энтузиаст Иван Падерин. Он воссоздал эту машину, увлекшись советскими ретромобилями. История автомобиля — в материале РИА Новости.
"Победа Спорт"
Экспериментальный отдел Горьковского автозавода с 1950 по 1956 годы построил 4 автомобиля "Победа" со специальными кузовами. Они создавались для автомобильных гонок, которые набирали популярность в СССР с 1949 года. Гонки проходили на Минском шоссе по маршруту протяженностью почти 1,5 тыс. км – из Москвы в Минск и обратно. Максимальные скорости уже тогда достигали 170 км в час.
"Это был экстрим, тем более что первые заезды состоялись зимой и без перекрытия движения. За год до этого правительство полностью запретило использование в соревнованиях иностранной техники. Позже эта мера привела к стагнации советского автоспорта, но в первые 5–7 лет наблюдался действительно качественный скачок, создание большого числа интересных спортивных машин на базе серийных "Побед", "Москвичей", "ЗИСов"", рассказывает Падерин. Он более 15 лет проработал автомобильным журналистом, а позднее стал автором и издателем нескольких книг по истории отечественных автомобильных марок.
В своей книге-энциклопедии по классическим автомобилям ГАЗ, выпускавшимся с 1932 по 1982 год, Падерин рассказал почти о 500 моделях, причем информация о ста с лишним уникальных машинах была опубликована впервые. Одной из таких находок стала и спортивная "Победа" с бездверным открытым кузовом, на которой в 1956 году гонщики заводской команды "Торпедо-ГАЗ" Вячеслав Мосолов и Александр Ефремычев завоевали второе место на чемпионате СССР.
Вячеслава Мосолова Падерин называет таким же грандом для гоночной команды "Торпедо-ГАЗ", каким Федор Черенков был для "Спартака", или Валерий Харламов — для ЦСКА. Мосолов в 1956 году начал постройку своего спорткара на базе "Победы", а в 60-е годы стал лидером сборной СССР по ралли. Одним из мотивов воссоздания гоночной машины Мосолова Иван считает случайное их очное знакомство в 2000 году – молодого тогда журналиста и легендарного гонщика.
Воссоздание ретромобиля
В устройстве этой "Победы" не было ничего сложного. Работы по воссозданию родстера заняли менее 5 месяцев, и к июлю 2015 года автомобиль был готов. В августе он уже стоял в ГУМе на выставке "Парад "Побед".
Почти каждую неделю летом Иван выезжает на своем ретромобиле на дороги Москвы. За последний год спортивная "Победа" успела побывать в Минске, Нижнем Новгороде, объехать побережье Крыма.
Когда с Красной площади стартует "Победа Спорт", она срывает аплодисменты зрителей, — рассказывает Падерин. Автомобиль вызывает большой интерес и на улицах.
"Окружающие все время фотографируют, улыбаются, приветствуют, машут руками, водители всегда пропускают вперед, в свой ряд" – делится он своими впечатлениями от поездок на "Победа Спорт", которая расходует 10 литров бензина на 100 км городского маршрута, и в два-три раза больше на кольцевой гоночной трассе. "Только в полете живут самолеты" – объясняет Иван постоянное участие его "Победы" в гонках классических автомобилей. Он не раскрывает бюджет воссоздания раритета, но говорит, что проект оказался "не очень дорогим".
Любовь к советскому
Падерин объясняет свое увлечение ретромобилями так: "После многих лет в автомобильной журналистике новые модели автомобилей как объекты исследований, меня перестали интересовать. Старые же мне всегда нравились, в них есть и характер, и индивидуальность. У меня детство прошло в ГАЗ-21 "Волга" — автомобиль, на котором меня везли из роддома, и первые 25 лет это была единственная моя машина", — рассказывает Падерин.
"Марка ГАЗ считалась самой престижной в советское время, — говорит Иван. — И до сих пор "Волга" – это главная марка страны. Да, их практически уже и не видно, но стоит лишь выехать на дорогу на "Волге" М-21, и вы поймете, что так оно и есть, вы увидите, как город будет снимать шляпу".
От ретромобиля до ретропроектов
Падерин в 2010 году организовал проект Gorkyclassic. Газовские модели – это целые культурные слои, это то, что ментально близко каждому: "Победа", "Волга", "Чайка", армейские вездеходы, считает он.
Несколько лет Падерин организовывал мероприятия классических автомобилей ГАЗ в Нижнем Новгороде, а с 2014 года — ралли на исторических советских моделях по Москве "ГУМ-Авторалли Gorkyclassic". В 2016 году в нем приняли участие более 130 экипажей.
"Меня особо не интересуют ни Ferrari, ни Porsche. Чтобы быть авторитетным специалистом в этих марках, нужно каждое утро просыпаться в Маранелло или на Нюрбургринге, и на слух определять, какая машина и на каких шинах едет по треку", — объясняет Падерин свое пристрастие к истории именно отечественных марок.
Новые проекты
Распространяться о планах Gorkyclassic Падерин не спешит, уводит разговор в сторону. "Была такая машина, ГАЗ-АААА – экспериментальный квазивездеход, который в 1936 году пересёк пустыню Каракумы. Тогда это был акт героизма, потому как никто даже не представлял, как ведут себя автомобиль и двигатель на песке при пятидесятиградусной жаре.
И может быть, от непонимания всех опасностей испытателям и удалось совершить невозможное – пересечь пустыню. Считайте, что это вызов нам – воссоздать ещё одну уникальную машину, трехоску и отправиться не ней в Среднюю Азию".