Успенский пост
Этот пост — один из четырех многодневных постов православного церковного года — установлен в память Успения Пресвятой Богородицы еще в первые века христианства: святитель Лев Великий упоминает его в одной из "Бесед" около 450 года.
По церковному преданию Богородица знала о времени своего ухода из этого мира и готовилась к нему постом и усиленной молитвой, и православные постятся, подражая ее подвигу, чтобы, хоть отчасти, уподобиться ее чистоте.
"Успенский пост — время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Успенский пост — это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, — жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны", — писал митрополит Сурожский Антоний (Блум).
Этот пост издавна любили на Руси: короткий — всего две недели (с 14 до 27 августа) — он, несмотря на всю свою строгость, проходил радостно. В народе его иногда называли "Спасы": он начинался праздником Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, и через великий (двунадесятый) праздник Преображения Господня (19 августа), достигнув кульминации в таком же великом празднике Успения Пресвятой Богородицы, завершался праздником в честь перенесения из Едессы в Константинополь нерукотворного образа Спасителя. В народной православной традиции — Медовый Спас, Яблочный Спас и Полотняный Спас.
Сложное архаичное словосочетание "происхождение древ Креста" на самом деле означает просто крестный ход. Этот праздник был установлен в Константинополе в IX веке, а в XII–XIII веках его уже праздновали во всех православных церквях. На Руси он вошел в церковный устав в конце XIV века.
А началось все с того — как объясняет греческий часослов XIX века — что в Константинополе в августе часто бывали эпидемии, и там утвердился обычай обходить город крестным ходом со священной реликвией — частицей креста, на котором был распят Христос, хранившейся в императорской сокровищнице. Накануне крестного хода святыню переносили в Софийский собор и выставляли для поклонения, и вплоть до Успения Богородицы она оставалась в церкви, откуда ее регулярно выносили, чтобы крестными ходами обойти с ней весь город. А поскольку в Константинополе первого числа каждого месяца (14 по новому стилю) обычно освящали воду в придворной церкви, оба эти обычая соединились в один праздник.
В России и Греции он совпал с праздником Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, установленным в память крещения Руси в 988 году и побед, одержанных в 1164 году великим князем Андреем Боголюбским над поволжскими булгарми (мусульманами), и византийским императором Мануилом I над сарацинами.
По принятому в православной церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту (как Великим постом) и малое освящение воды. А вместе с водой, по традиции, освящается и мед нового сбора, отсюда народное название праздника — Медовый Спас.
Пост 9 ава
Девятое ава (Тиш’а бе-ав) — национальный день траура еврейского народа, день, когда были разрушены Первый и Второй Иерусалимские храмы.
В этот день верующие иудеи ничего не едят и не пьют, не моются, не надевают кожаную обувь и даже не изучают Тору (кроме нескольких скорбных текстов), ибо она является источником радости. Вечером в синагогах после молитвы читают Плач Иеремии (32-я часть Танаха, 6-я книга Ктувим) где автор, современник разрушения Первого Храма, оплакивает эту национальную катастрофу, в корне изменившую жизнь народа.
А началось все, по преданию, с "греха разведчиков". Когда Моисей привел евреев к границам Земли Обетованной, они побоялись сразу войти в нее и упросили Моисея отправить туда сначала разведчиков, чтобы они убедились, действительно ли она так хороша. И хотя это было явным неверием Богу, который вывел евреев из Египта и обещал им эту страну, Моисей согласился отправить глав 12 колен израилевых на разведку. Но вернувшись, 10 из них наговорили соплеменникам всяких ужасов, и только двое утверждали, что Земля Обетованная прекрасна. Народ, естественно, поверил большинству, и всю ночь с 8-го на 9-е ава евреи плакали, говоря, что Бог привел их в эту страну из злобы, и что лучше бы они умерли в пустыне. И Бог, чтобы вразумить их и показать, что в тот раз они плакали напрасно, с тех пор давал им в этот день множество настоящих поводов для плача.
Первым наказанием стал запрет поколению, вышедшему из Египта, войти в Святую Землю — люди, усомнившиеся в Боге, были обречены сорок лет скитаться по пустыне. Во-вторых, за то, что евреи отказались войти в Израиль в выбранное Богом время, им было теперь суждено завоевывать эту землю в войнах, хотя они могли получить ее безо всяких усилий.
Но и обосновавшись на Земле Обетованной, евреи продолжали грешить. И самым тяжким их грехом было идолопоклонство. По свидетельству пророка Иеремии, современника разрушения Первого Храма, объектом поклонения стал и сам Храм: люди видели в нем фетиш, забывая о Том, для кого они этот Храм построили. Орудие достижения цели стало самоценным, затмив собой цель — службу Богу, общение со Всевышним. И Бог убрал соблазн — 9 ава 586 года до н.э. вавилоняне разрушили Храм, построенный Соломоном в IX веке до н.э., а евреев увели в плен.
В тот же день в 70 году н.э. легионеры Тита Веспасиана разрушили Второй Храм, построенный в IV веке до н.э., а в 135 году римляне захватили Бейтар — последний оплот восстания Бар-Кохбы, после чего началось массовое изгнание евреев из Израиля —, и через несколько лет распахали саму Храмовую гору в Иерусалиме.
9 ава в 1095 папа Урбан II объявил о начале Первого крестового похода, погубившего десятки тысяч евреев и уничтожившего множество еврейских общин; в 1146 году, во время Второго крестового похода начались погромы в еврейских общинах Германии и Франции, а в 1290 году — изгнание евреев из Англии.
В этот день король Испании Фердинанд II Арагонский и королева Изабелла I Кастильская издали указ об изгнании евреев из Испании (1492 год), римских евреев переселили в первое в истории гетто (1555 год), казаки Богдана Хмельницкого вырезали тысячи евреев в Польше, Украине и Бессарабии (1648 год), началась депортация евреев из Варшавского гетто и задымила труба крематория в лагере смерти в Треблинке (1942 год).
И, по преданию, до тех пор, пока евреи не раскаются в грехе неверия, будут появляться все новые и новые поводы для плача в этот день.
Поэтому ортодоксальные иудеи, строго следующие традиции, начинают соблюдать траур уже за три недели до 9 ава, усиливая проявление скорби в последние 9 дней этого, начиная с 1 ава. Они воздерживаются от мяса и вина (все дни, кроме субботы), не надевают новых и праздничных одежд, дважды в день читают траурные стихи (кинот) и скорбные псалмы 136-й и 78-й.
А еще в дни траура не слушают музыку (потому что "левиты не поют больше в Храме"), не ходят в гости, не путешествуют и даже воздерживаются супружеской близости.
Вечером накануне 9 ава в Израиле закрыты все театры, кино и концертные залы.