Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Чего они хотят
По части организации терактов большой разницы нет. В обеих ситуациях работала бездарь, если даже в случае с Украиной это была государственная спецслужба. В Таиланде, правда, теракты не были предотвращены, но по своим последствиям они относятся к довольно "легким и кустарным".
Про неудачу террористов в Крыму мы уже многое знаем. Давайте посмотрим, что там в Таиланде.
Эти три провинции иногда называют "Северной Малайзией", но в самой Малайзии, борющейся за просвещенный и умеренный ислам, таиландских единоверцев не очень-то ждут. Особенно с учетом того, что по южную сторону границы начинается малайзийский штат Келантан, с его постоянными попытками ввести, вопреки конституции, локальный шариат и прочими странностями.
В том числе и интересы мусульманского меньшинства в буддийской стране? Конечно. Более того, нельзя сказать, чтобы и раньше мусульман в Таиланде кто-то угнетал или обижал, разрушал мечети. Мусульманский юг просто не трогали, он как бы оставался в стороне от развития и – несмотря на социальные конфликты – относительного процветания страны в целом.
"А как же мы?"
Понять психологию террориста так же сложно, как представить себе мир глазами собаки (считается, что последняя видит все в черно-белом цвете и расплывчато). Но какие-то закономерности все же иногда обозначаются.
Неправильно думать, что терроризм – это продукт исключительно ислама, и даже что дело в том, что внутри ислама созрела раскольническая, альтернативная ему агрессивная антирелигия. По крайней мере, киевская акция против мирных жителей Крыма к исламу точно не имеет отношения.
"А как же мы?" — думают бешеные украинские националисты, видя, что в Крым валят толпы туристов (в том числе с Украины), что даже разрушенный Донбасс как-то живет, а они сидят на обломках украинской экономики.
"Хотел, чтобы москали испытали ужас", — заявил на суде в Крыму некий украинский режиссер, пробравшийся туда, чтобы сделать примерно то же, что сейчас устроили террористы на юге Таиланда. Выгоды как таковой от этого "ужаса" ему не было, чисто психологическое утешение.
Кстати, это мышление не только террориста, а и революционера: неудавшегося человека, который видит, что в обычном, нормальном обществе ему делать нечего. Но разница между террористом и революционером в любом случае минимальна.
Вернется ли к нормальной жизни весь мир в целом, после предположительного уничтожения исламского джихадизма как системы и после воссоздания нормальности на Украине?
Видимо, нет. Нормальным мир, собственно, не был никогда. Потому что всегда были и будут как минимум взбесившиеся от собственной неадекватности одиночки, идущие в школу или магазин и опустошающие там целую обойму. Это – терроризм по-американски. Но ходить в магазины или учиться в школе американцы, да и все мы, от этого не перестанем.