Илья Ремесло, юрист, для МИА "Россия сегодня"
Российский президент Владимир Путин заявил, что Украина, вместо того чтобы искать пути мирного урегулирования, перешла к практике террора. Также президент пообещал не оставить без ответа гибель военнослужащих.
Что может предпринять Россия в данной ситуации, руководствуясь российским и международным правом, а также мировой практикой борьбы с терроризмом?
Право на самооборону
Так, в 2001 году, сразу после терактов 11 сентября в США, Совет Безопасности ООН дал расширительное толкование статье 51 Устава ООН, приняв резолюцию 1368 (2001).
В ней Совбез ООН пришел к выводу, что события 11 сентября 2001 года представляли собой вооруженное нападение и США имеют право на самооборону. Используя резолюцию Совбеза ООН, США самостоятельно и без санкции Совбеза проводили специальные операции за рубежом, разыскивая и уничтожая террористов в тех государствах, которые их укрывали. Подобные действия прямо предусмотрены как американским законодательством об органах национальной безопасности, так и военной доктриной.
Подчеркну в связи с этим, что не имеет никакого значения заявление украинских властей о том, что государство Украина не планировало и не проводило диверсионную операцию. Как мы выяснили выше, право на ответные действия возникает вне зависимости от степени участия государства в террористической атаке.
Добавлю, что обнародованные ФСБ улики (специальное вооружение, задержанные лица) позволяют говорить о том, что за атакой стояло именно украинское государство.
Борьба с терроризмом за рубежом
Опыт устранения террористов за рубежом имеют не только американские, но и израильские спецслужбы. За последние 50 лет они провели массу операций по задержанию и уничтожению террористов за рубежом. Так, в течение нескольких лет агенты "Моссад" нашли и ликвидировали за рубежом всех боевиков группировки "Черный сентябрь", которая захватила в заложники израильских спортсменов-олимпийцев.
В статье 10 Федерального закона "О противодействии терроризму" также указывается, что Вооруженные силы Российской Федерации осуществляют пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации посредством применения вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз, а также использования формирований Вооруженных сил Российской Федерации для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.
Нападение украинских диверсантов представляет собой классический случай, когда государство не просто укрывает террористов на своей территории, а само является террористом – в лице должностных лиц силовых ведомств, принимавших решение о нападении на Крым.
Террористы и их укрыватели
Представляется необходимым объявление данных лиц в международный розыск и предъявление требования к Украине об их выдаче как международных террористов.
Аналогичный подход следует применять и к должностным лицам иных западных государств, для которых есть "неправильные" и "правильные" террористы, которым систематически оказывают финансовую и дипломатическую поддержку.
Борьба с оправданием терроризма
Следует также обратить особое внимание на медиапространство, в котором должна присутствовать "нулевая терпимость" к оправданию террористов.
Вот и сейчас появляются заведомо лживые вбросы с искажением фактов о произошедшем в Крыму. Их цель – оправдать террористов и дискредитировать российские органы безопасности. При этом статья УК РФ о наказании за оправдание терроризма сформулирована довольно расплывчато и не предусматривает ответственности за подобные действия.
На это следует обратить особое внимание – ведь борьба с терроризмом проявляется не только в спецоперациях, но и в сотрудничестве всех граждан с государством ради собственной же безопасности.
Россия на протяжении своей новейшей истории систематически сталкивалась с террористами и никогда не оставляла их безнаказанными. Считаю, что не должны стать исключением и киевские террористы, которые под прикрытием западных хозяев окончательно перешли границы дозволенного.