Отвечает профессор Московской духовной академии и семинарии протоиерей Максим Козлов:
На каждом православном богослужении произносятся совместные прошения "непостыдной, мирной кончине жизни". Мы молимся о том, чтобы мы уходили из этого мира, заканчивали путь земной жизни в мире с окружающими нас людьми и в мире с Богом. Чтобы, перефразируя одного русского писателя, нам не было бесконечно стыдно за бессмысленно прожитые годы.
И еще мы молимся, чтобы смерть эта не была "напрасной", что по-славянски означает "внезапной". Чтобы Господь дал нам возможность подготовиться, успев подвести некоторый жизненный итог.
Я думаю, что каждый человек, который верит в жизнь вечную и верит в то, что за пределами земного бытия нас ожидает итог, накопленный нами за десятилетия земной жизни, эти прошения, сочтет эти прошения разумными и правильными.
Постыдной будет смерть, которая оставляет в человеке делание греха — ну, например, старый козел, который умирает от сердечного приступа в постели любовницы. Постыдной будет смерть, которой умирает человек в приступе гнева и ненависти. Постыдной является смерть, когда совесть давно обличала, что надо прийти на исповедь и покаяться в грехах, но все откладывали и откладывали, что успеется и успеется, а вот не успелось… И человек умирает без сознательного раскаяния, без осознанно совершенного покаяния.