РСА предложил увеличить штраф за управление автомобилем без ОСАГО в десять раз — с 800 до 8 тысяч рублей. По данным союза, средний размер страховки по данному виду страхования в РФ в настоящее время составляет шесть тысяч рублей.
"В настоящее время действующий штраф за езду без полиса ОСАГО составляет 800 рублей, с учетом введения права получить 50% скидку при быстрой оплате ГИБДД, он фактически снижен до 400 рублей. Мы же считаем, что штраф должен быть сопоставим со стоимостью полиса ОСАГО", — сообщили РИА Новости в РСА.
Ранее планировалось, что проект по проверке наличия полисов ОСАГО с помощью дорожных камер заработает еще в начале 2016 года, однако, как сообщили РИА Новости в РСА, на текущий момент пока нет изменений в закон и указания Банка России, необходимых для запуска данного проекта.
В свою очередь, опрошенные РИА Новости представители общественных организаций автомобилистов раскритиковали идею увеличить штраф за езду без ОСАГО. По их мнению, данное предложение РСА является чрезмерной мерой и повлечет за собой увеличение коррупции.
Госдума против
По словам зампреда фракции ЛДПР Ярослава Нилова, "вопрос о повышении ответственности за отсутствие ОСАГО надо снять с повестки дня и сосредоточиться на обеспечении цивилизованной работы страхового бизнеса и недопущения издевательств в отношении водителей путем искусственно созданных препон при продаже полисов и попыток снизить либо вообще не выплачивать компенсацию".
"Тарифная политика должна быть прозрачной, открытой и объяснимой", — заключил парламентарий.
Повышением штрафа за управление автомобилем без ОСАГО решить проблему безопасности на дорогах не удастся, так как "эта проблема комплексная, и решать ее надо комплексно", считает заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вадим Соловьев (КПРФ). По его словам, здесь играет роль и воспитание, и повышение требований к профессионализму водителей, и повышение ответственности самих участников дорожного движения и сотрудников ГАИ.
"Я вообще не сторонник повышения штрафов для нашего населения, и так в условиях кризиса тяжко людям, а сейчас эта тенденция постоянного повышения штрафов начинает меня настораживать", — заявил Соловьев РИА Новости, не исключив, что за счет повышения штрафов пытаются не решить проблему безопасности на дорогах, а закрыть дыру в бюджете.
Избыточная мера
Представители общественных организаций автомобилистов также отрицательно отнеслись к данной инициативе.
Координатор общества "Синие ведерки" Петр Шкуматов добавил, что сами страховые компании являются виновником большинства вынужденных случаев езды без полиса. "Это общая позиция автомобильного сообщества. … Страховые компании продают полисы только там, только в тех регионах, где им обеспечивается стопроцентная прибыль", — заявил Шкуматов.
"Бонус" для лихачей
РСА также подготовил предложения по введению повышающего коэффициента для нарушителей ПДД при расчете стоимости ОСАГО и направил эти предложения в Банк России. Размер коэффициента будет зависеть от количества выставленных водителю штрафов. Минфин в проекте новых поправок к закону об ОСАГО учел это предложение, а РСА надеется, что новые поправки будут приняты в осеннюю сессию Госдумы.
По предварительным данным РСА, введение повышающего коэффициента может коснуться 5,5% автомобилистов (те, кто совершил пять и более нарушений в год, около двух миллионов человек). РСА предлагает за 5-9 нарушений ПДД (имеют около 4,09% автомобилистов) установить коэффициент 1,86, за 10-14 нарушений (0,83%) – 2,06, за 15-19 (0,27%) — 2,26, за 20-24 (0,11%) – 2,45, за 25-29 (0,05%) – 2,65, за 30-34 (0,03%) – 2,85, а если у автовладельца более 35 нарушений (0,05%) — 3,04.
Контроль наличия ОСАГО
Вместе с тем, как следует из комментария президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и РСА Игоря Юргенса РИА Новости, введение повышающего коэффициента в ОСАГО может привести к тому, что российские автовладельцы начнут ездить без полиса "автогражданки" или покупать более дешевую фальшивку. В связи с этим необходим контроль его наличия с помощью камер фото- и видеофиксации.
В союзе также пояснили, что запуск проекта произойдет в два этапа. В первую очередь данный механизм позволит с помощью камер проверить у владельца транспортного средства наличие действующего полиса ОСАГО в момент нарушения водителем ПДД. Камера зафиксирует госномер нарушителя, а затем с помощью обмена данными с базой РСА у него будет проверено наличие полиса ОСАГО. Предполагается, что на втором этапе запуска механизм коснется всех водителей.
Камеры эффективней штрафов
Возвращаясь к теме штрафов в ОСАГО, следует отметить, что по мнению Банка России, возможность проверки наличия полиса в автоматическом режиме будет более эффективной мерой по сравнению с увеличением штрафа за езду без полиса.
ЦБ рассчитывает, что МВД совместно с РСА запустят автоматизированную систему, которая позволит через камеры на дорогах по номеру автомобиля проверять, зарегистрирован ли на него полис в базе данных РСА.
"Если эта система заработает, то на дорогах с камерами езда без полиса будет приводить к штрафу, что, безусловно, будет стимулировать автовладельцев выполнять свою обязанность по приобретению страховой защиты", — пояснили РИА Новости в пресс-службе ЦБ.