КАИР, 10 авг — РИА Новости, Маргарита Кислова, Надим Зуауи. Прошедший во вторник в Санкт-Петербурге саммит Россия-Турция продемонстрировал успех в нормализации экономических и политических отношений Москвы и Анкары, оставив за рамками итогов встречи в верхах урегулирование разногласий по "сирийскому досье", в котором турецкий лидер Тайип Эрдоган вряд ли пойдет на уступки. Такое мнение в беседе с РИА Новости высказала профессор политологии Каирского университета Нурхан аш-Шейх.
Первая после кризиса в двусторонних отношениях встреча президентов России и Турции Владимира Путина и Тайипа Эрдогана прошла в Санкт-Петербурге 9 августа. Главным результатом переговоров стал перезапуск отношений Москвы и Анкары после случая со сбитым российским самолетом Су-24.
По словам политолога, нормализация российско-турецких отношений проходит на фоне изоляции Эрдогана в связи с действиями Турции в регионе, а также неудавшейся попытки госпереворота и последовавших за ней чисток в различных сферах. "После произошедших известных событий Эрдоган оказался в изоляции. У него испортились отношения со многими партнерами, в том числе с главным союзником – США, отношения с которыми остаются очень напряженными. Это дает России большие возможности в восстановлении нормальных отношений. Мне кажется, именно это и произошло на саммите, был достигнут успех в нормализации отношений в значительной степени. Россия в этом смысле получила все, что она хотела от Турции. Это восстановление "Турецкого потока", возобновление проекта строительства АЭС. Это большой успех для России", — считает эксперт.
Аш-Шейх уверена, что и Турция не проиграла от нормализации отношений с Москвой. "Конечно, с точки зрения Турции было очень важно возобновить поток туристов из России, даже без возобновления чартерных перевозок. Хотя я полагаю, что из-за ситуации в Турции спрос на туристический турецкий продукт среди россиян не будет высоким", — отметила она.
Эксперт подчеркнула невысокую вероятность того, что Эрдоган будет готов идти на уступки России в вопросе урегулирования в Сирии, но добавила, что в нынешней ситуации турецкий лидер утратил прежнее влияние в регионе и уже не имеет прежних возможностей в данной проблеме.
"Очень маловероятно, что Эрдоган пойдет на реальные уступки в "сирийском досье". Возможно, те заявления, которые прозвучали еще до встречи в верхах, были направлены на то, чтобы исключить сирийский вопрос из переговоров на высшем уровне. В то же время ситуация внутри Турции, а также тот факт, что Эрдоган сильно занят урегулированием внутренней ситуации, дает преимущество России, свободу действий (в Сирии — ред.)", — считает она.
По мнению аш-Шейх, имидж Эрдогана в арабском и исламском мире уже не тот, что был ранее. "Уже нет того доверия к нему и к его словам. Эрдоган заявлял что он выступает за модернизацию и демократизацию в Турции. Но затем последовали действия, которые не имеют никакого отношения к демократии, особенно это касается действий, которые он предпринял после неудачной попытки переворота. То же можно сказать о его отношениях с Россией, когда он изначально отказался взять ответственность за инцидент с самолетом, отказывался приносить извинения, а потом все перевернул с ног на голову, принес извинения и поехал в Россию, чтобы встретиться с Путиным. Все это, конечно, подорвало авторитет Эрдогана в арабском и исламском мире. К нему нет такого доверия, которым он пользовался ранее, особенно среди его региональных союзников, в частности Саудовской Аравии. У него больше нет таких возможностей, чтобы играть прежнюю роль в "сирийском досье". Это позитивный момент для всего региона, а также для России", — считает египетский профессор.
Аш-Шейх уверена, что Египет в период российско-турецкого охлаждения упустил много возможностей, которые уже не представятся после саммита в Санкт-Петербурге. "К сожалению, в том, что касается отношений России и Турции, Египет упустил свои возможности, в частности, в туризме Египет не смог быстро урегулировать вопрос возвращения российских туристов. Кроме того, когда на Турцию было наложено эмбарго на поставку сельхозпродукции, Египет мог удовлетворить различные потребности России в сфере продовольствия, в частности, в поставках овощей и фруктов. Но в этом Египет тоже проявил медлительность. То есть Египет упустил много возможностей, которые были до встречи Путина и Эрдогана и которых после этой встречи уже не будет", — пояснила она.