МОСКВА, 10 авг — РИА Новости/Прайм, Вероника Буклей, Антон Мещеряков. Традиционные стратегии планирования компаний в условиях динамичного развития и роста неопределенности теряют свою актуальность. Компаниям во всем мире, в том числе и российским, необходимо адаптироваться к этим условиям и быть более гибкими в выборе стратегии в кризисное время, полагает директор института Брюса Хендерсона BCG Мартин Ривз.
В начале 1960-х годов, когда была основана BCG, идея системного подхода к разработке корпоративной стратегии была еще внове. "Тогда и примерно до конца 1980-х годов понятие стратегии было связано с анализом, планированием и получением устойчивого конкурентного преимущества за счет укрепления позиций компании на рынке и наращивания масштаба. Мир был стабильным, и мы могли строить прогнозы и предположения", — сказал Ривз в интервью РИА Новости.
Сегодня условия, в которых работает бизнес, абсолютно иные: все происходит динамичнее — бизнес-цикл проходит вдвое быстрее, чем 30 лет назад, пояснил он. "Сам бизнес также становится все менее предсказуемым и все более волатильным. Наконец — и это, пожалуй, самое важное — значительно возросло многообразие условий, в которых бизнес ведется", — считает собеседник агентства.
Отойти от привычек
"В России есть много молодых предпринимателей, которым будет проще адаптироваться к текущим условиям. С другой стороны, есть и много крупных, давно сформировавшихся предприятий, которые также столкнутся с трудностями, вызванными необходимостью перемен. В любом случае, уровень неопределенности довольно высок. Это и экономическая неопределенность, и структурная неопределенность, которая связана со снижением традиционной зависимости от углеводородов и ростом значимости технологий", — продолжает директор института.
Ривз подчеркивает, что, по сути, российские компании сталкиваются с теми же проблемами, что и зарубежные, но в другой степени. "Поэтому им ни в коем случае нельзя цепляться за привычный подход, основанный на планировании, а следует выбирать ту стратегию, которая больше всего отвечает именно их условиям", — уверен он.
В целом, по его мнению, чтобы добиться этого, крупным компаниям необходимо научиться делать четыре вещи. Адаптироваться — уметь экспериментировать дисциплинированно. Затем, активно изменять окружающую среду, а не принимать ее как должное.
Третье — не сдаваться при встрече с непредвиденными трудностями, обеспечив себе надежную защиту в виде крепкой организационной структуры. И наконец, самое сложное, но очень ценное умение — это амбидекстрия, способность одновременно управлять бизнесом и переосмысливать его. Этот навык вам потребуется для того, чтобы использовать разные стратегии для разных частей своего бизнеса.
"Рецепт" для компаний РФ
В ответ на просьбу дать несколько советов российским компаниям, как им выжить во время кризиса, Ривз заметил, что, по его мнению, давать общие советы достаточно безответственно, поскольку надо смотреть на каждую отдельную компанию. "Однако, если вы настаиваете на каком-то самом общем "рецепте", я бы рекомендовал, во-первых, обеспечить свою жизнеспособность путем обновления компании", — сказал он.
"Во-вторых, добиться преимущества за счет адаптации стратегии, применяемой в каждом сегменте вашего бизнеса, к его специфике и условиям — как это описано в нашей книге "Стратегии тоже нужна стратегия". В-третьих, убедитесь в том, что ваша компания способна противостоять непредвиденным внешним потрясениям и добиться процветания в долгосрочной перспективе", — продолжил он.
При этом, отметил Ривз, есть целый ряд вполне конкретных шагов, которые компании могут предпринять, чтобы усилить свою долгосрочную жизнеспособность: "разработайте запасной план; не бойтесь многообразия — не стоит направлять все свои ресурсы лишь на один вид деятельности".
Собеседник агентства рекомендовал использовать модульный принцип — "даже если одна часть вашего бизнеса страдает, сделайте так, чтобы не страдал весь бизнес; легко адаптируйтесь и пробуйте новые идеи; но при этом действуйте осмотрительно — проверяйте свои планы на прочность и сохраняйте благоразумие". Последнее — не стоит изолироваться от общества, от своих клиентов и других заинтересованных сторон.
"В-четвертых, обеспечьте соответствующие организационные условия — стимулы, культуру, ресурсы, которые в итоге помогут сделать правильный выбор. Наконец, пятый элемент моего "рецепта" — станьте "лидером-амбидекстром", таким, который может одновременно управлять предприятием и трансфомировать его", — сказал Ривз.
Он пояснил, что традиционно лидером считается тот, кто обладает опытом, знаниями, знает что-то лучше других и спускает команды вниз по структуре иерархии. "Но как мы можем давать команды, если не знаем будущего? Поэтому следует быть "лидером-амбидекстром" — обеспечивать разнообразие подходов, руководить при помощи вопросов, не давать компании увязнуть в одной единственной стратегии. То есть это не "лидер-диктатор", а "лидер-аниматор" — тот, кто задает необходимую динамику, заставляет компанию учиться, а не строит статичную структуру", — считает он.
"И, между прочим, это рецепт выживания для кого угодно и где угодно. Для его успешного применения конкретно в ваших условиях потребуется лишь правильно подобрать ингредиенты. Российские компании обладают прекрасными позициями для того, чтобы воспользоваться этим рецептом и выйти из кризиса еще более сильными", — подытожил он.
"Необходимость изменений очевидна, и многие российские компании все еще достаточно молоды, по сравнению с их западными коллегами. Если они грамотно воспользуются этими преимуществами, их ждет блестящее будущее", — уверен Ривз.
Кризис — это возможности
Ривз считает, что российский кризис следует рассматривать именно как возможность что-то изменить, то же относится и к Европе. "Неопределенность в европейской экономике из-за Brexit колоссальна. Никто не знает, с чем столкнется Великобритания, сколько времени займут ее переговоры с ЕС, что будут делать США. Я не думаю, что сейчас можно найти бизнесмена, который скажет: "Все хорошо, зачем нам меняться?", — считает он.
Однако для компаний это как раз и есть возможность не только перестроить организацию, но и полностью переосмыслить свою стратегию, полагает директор института.
Ривз отметил, что иногда компания правильно оценивает свое окружение и выбирает правильную стратегию, однако при этом ее поведение не меняется. Это, по его мнению, одна из самых распространенных ошибок компаний при изменении стратегии. Может меняться риторика и даже образ мыслей, но компания продолжает делать то, что делала всегда — рассчитывает на планирование и линейные стратегии.
"Еще одна опасность — использовать одну и ту же стратегию во всех частях бизнеса. Любая крупная компания должна будет научиться применять разные стратегии. Например, стратегия электронной коммерции в Китае, вероятно, будет более адаптивной, чем стратегия производства сырьевых товаров в Европе, которая, скорее всего, будет классической", — замечает он.
Стратегии нужна стратегия
"Сегодня все больше наших клиентов говорят о том, что одного единственного подхода к разработке стратегии, основанного на анализе и планировании, уже недостаточно. Мир развивается гораздо быстрее и становится все менее предсказуемым. Поэтому мы приняли решение написать книгу о стратегии, которая подходила бы для современных условий ведения бизнеса", — рассказал Ривз. Книга получила название "Стратегии тоже нужна стратегия".
Такое многообразие, по его словам, означает, что больше нельзя выживать лишь с помощью одного типа стратегии — в этом ключевая идея книги. "Мы живем в мире, в котором нужно адаптироваться к различным условиям. Так что, по сути, мы написали практический справочник, который позволит современным предпринимателям найти свой путь к успеху в условиях непредсказуемого и многообразного бизнес-контекста", — считает Ривз.
Он отметил, что BCG изучила работу 35 тысяч компаний на протяжении 65 лет, проанализировала, что работало тогда и сейчас. "Одна из самых интересных вещей, которые мы выявили в ходе нашего исследования, это то, что компаниям очень сложно изменить свою стратегию заранее. Гораздо более вероятно, что она поменяется в ходе кризиса. Как раз поэтому, наверное, и говорят: "Не упускайте время кризиса", — заключил Ривз.