МОСКВА, 9 авг — РИА Новости. Спустя десятилетия после окончания Великой Отечественной были найдены останки троих погибших летчиков, судьба которых долгое время оставалась неизвестной. Журналисты МИА "Россия Сегодня" отправились на родину героев, чтобы рассказать их родственникам о жизни и подвиге погибших.
"Все мы занимаемся одним важным делом: сохранением памяти и правды о Великой Отечественной войне, и знаем, что всегда можем рассчитывать друг на друга", — рассказал тогда руководитель поисковой группы РГО Артем Хуторской.
В настоящее время РИА Новости участвует в инициативе по перезахоронению погибших летчиков в Ленинградской области. На церемонию планируется пригласить родственников погибших во время войны летчиков. Один из них — Тыщук Иван Федорович, проживающий в деревне Бандурово Кировоградской области, Украина — племянник погибшего в 1943-м году Арсения Тыщука. Именно к нему мы и отправились, захватив с собой копии документов, обнаруженных при раскопках на острове.
Глухое село
Странная встреча
Но вопреки ожиданиям радостной встреча не получилась. Проникновенный рассказ о судьбе давно погибшего летчика и родственника не нашли отклика в сердце племянника, которому перевалило за седьмой десяток.
"Да зачем мне его документы?", — неожиданно для нас заявил Иван Тихонович на предложение посмотреть папку с регалиями родственника. "Я вообще мало что о нем помню. Да, дед и бабка рассказывали, что он пропал без вести, вот, и все, мы не особо дружили с его семьей. Ну, всего вам доброго, а мне надо работать", — и на этом дед закрыл калитку.
Понимая, что вот так просто поездка за сотни километров может оказаться напрасной, а цель командировки не выполненной, мы еще с полчаса пытались найти хоть какую-то зацепку, и оказались вознаграждены за упорство. Сопровождавшая нас почтальон неожиданно и, очевидно, что для себя самой, вспомнила, что в деревне есть женщина, которую тоже считают родственницей Арсения Тыщука.
Боль родителей
Километр-два по селу и вот, расположившись под увесистой яблоней, мы слушаем рассказ внучатой племянницы Арсения Тыщука Софии Ковальчук (в девичестве Тыщук). С неподдельным интересом рассматривая сканы документов родственника, она делится обрывками воспоминаний. Хотя, их, понятное дело, не много.
"Когда я была еще маленькой, родители Арсения Федоровича, дед Федор и Баба Феодосия рассказывали о том, что их сын совсем молодым парнем ушел на войну и пропал без вести", рассказала она. "После того как война закончилась, они несмотря на то, что у них было еще трое детей, продолжали поиски своего сына — делали запросы, писали письма в разные инстанции. В общем, по-настоящему переживали о том, что случилось с Арсением и какова его судьба. Тем не менее, ничего узнать о сыне так и не получилось — никакой информации о нем не было, и они где-то в середине 1960-тых так и умерли в тоске и неведении. После них какое-то время поиском хоть каких-то известий занималась сестра Арсения, Александра, но и ей тоже не удалось что-нибудь узнать о брате".
По словам женщины, с тех пор прошло уже больше тридцати лет, а те, кого, возможно, и волновала судьба погибшего летчика, сами давно покинули этот мир. Поэтому можно только представить, как сильно удивились те оставшиеся редкие и очень дальние родственники, когда их известили, что в России спустя 70 лет отыскали останки Арсения Тыщука.
"Недавно нам позвонили с Москвы, сказали, что вышлют нам коробочку с костьми погибшего, одеждой, орденами, чтобы мы смогли похоронить его останки. Мы ждали-ждали, прошло время, и в итоге нам сообщили, что из-за политической обстановки из России в Украину не будут ничего высылать", — говорит София.
"Из Тыщуков в деревне остались только я да Иван, который хоть и считает себя родственником, говорит, что это все ему не надо. Я часто с ним спорила — ведь некоторые даже чужих людей хоронят, почему ж мы не интересуемся, пусть и дальним, но все-таки родным человеком. Как ни крути, одно дело, когда человек просто пропал без вести и когда погиб геройской смертью. Теперь на кладбище возле могилы его родителей мы поставим крест, может, их души хоть теперь успокоятся. Да и в церкви теперь можно будет ставить свечки за упокой, ведь раньше никто не знал — жив он или умер, Царствие ему небесное".