Ручные спидганы притормозили
ГИБДД Самарской и Ростовской области, а также в Краснодарского края запретили сотрудникам использовать ручные радары для выявления нарушений ПДД. Ведомство объясняет это решение указанием главы МВД РФ Владимира Колокольцева о мерах по профилактике и борьбе с коррупцией.

Представитель пресс-службы ГИБДД РФ рассказал, что документ позволит упорядочить применение сотрудниками мобильных средств фото-, видеофиксации в работе, пишет газета "Коммерсант". Среди моделей радаров, запрещенных к использованию, — "Сокол-Виза", "Беркут-Виза", "Визир", "Визир-2М", "Бинар".

ГИБДД с 2008 года стала фиксировать нарушения правил и в автоматическом режиме. Сейчас в России более 6 тыс. стационарных и 4 тыс. мобильных автоматических камер. Их количество продолжает расти: например, "Ростелеком" недавно объявлял конкурс на закупку примерно 500 комплексов фото-, видеофиксации нарушений ПДД на почти 2 млрд рублей. Системы автоматической фиксации в прошлом году вынесли 50 млн постановлений о нарушении, за 6 месяцев 2015 года – более 26 млн (рост на 17%).
Инструмент для вымогателя
Первый замглавы конституционного комитета Госдумы Вячеслав Лысаков объясняет: министр внутренних дел РФ позволил регионам самостоятельно принимать решения в рамках борьбы с коррупцией – и указание пошло в региональные отделения ГИБДД.
Комментируя запрет некоторых моделей измерителей скорости, он пояснил, что есть устройства без фискальной памяти, которые не фиксируют марку, цвет, номер автомобиля, а только скорость и время. Такие приборы надо снимать с производства и запрещать, и ввести обязательную закупку средств фиксации с памятью. В Беларуси, по его словам, все ручные радары оснащены фискальной памятью — если нарушил, то должен быть протокол.
"Очень много жалоб на ручные радары – это инструмент при вымогательстве взяток", — сказал он РИА Новости.
"Нарушил. Остановил. Что будем делать? Как будем разбираться? Предложение взятки может исходить как от водителя, как от и инспектора. У нас, к сожалению, все еще есть такой способ решения вопроса – на месте, — говорит Лысаков, — Ручной контроль является соблазном для многих инспекторов работать на свой карман, а не на неотвратимость наказания: показал (фотографию с нарушением), договорился, получил деньги, ищи следующую жертву".
Введение с 2016 года скидки в 50% при быстрой оплате штрафа позволило снизить количество взяток, а собираемость штрафов повысилась. "Зачем давать взятку, если можно такую же сумму перевести в бюджет? И люди стали платить", — резюмирует эксперт.

Ручные радары используются для жульничества и вымогательства – так было и 20, и 30 лет тому назад, соглашается вице-президент "Движения автомобилистов России" Леонид Ольшанский. "Это источник фальсификации. С ним надо покончить. Инспекторы перестанут вымогать деньги. И это позитивно отразится на дорожном движении, — пояснил Ольшанский РИА Новости, — Начинаем с посадки проворовавшихся губернаторов и заканчиваем мелкими вымогателями на дорогах".
Однако есть эксперты, которые называют и другие причины для запрета на ручные измерители скорости. Так руководитель московского представительства Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев считает, что запрет прежде всего лоббирует интересы производителей комплексов автоматической фото-, и видеофиксации нарушений. "Никакого отношения к безопасности мера по ручным радарам не имеет", — сказал он РИА Новости. При этом он подчеркивает, что автоматические комплексы "далеки от совершенства", и не всегда показывают корректные результаты.

Директор экспертного центра "Движение без опасности" Вадим Мельников напомнил, что камеры, прежде всего, являются инструментом профилактики нарушений ПДД. Он не исключает и вероятности роста аварий на ряде участков трасс, где не будут применяться ручные камеры — не на всех дорогах есть возможность фиксировать нарушения с помощью автоматических комплексов.
По его мнению, инициатива по даче взятки почти всегда исходит от водителя-нарушителя. "Если водитель не нарушает скоростной режим, то "развести" его сложно", — сказал Мельников.