Фонд перспективных исследований (ФПИ) стал мозговым центром по созданию боевых роботов в конце 2015 года, когда в составе фонда был создан Национальный центр развития технологий и базовых элементов робототехники. Каким будет второе поколение российских боевых роботов "Нерехта-2", с какими сложностями сталкиваются создатели робототехники и о первом российском атмосферном спутнике "Сова" рассказал заместитель гендиректора ФПИ, куратор центра робототехники Игорь Денисов. Беседовал специальный корреспондент РИА Новости Игорь Ермаченков.
— В настоящее время центром робототехники ведутся работы, направленные на создание подводных, медицинских, боевых роботов. Какие еще нужны нам роботы и для каких целей?
Отвечая на вопрос, могу сказать, что роботы заменяют человека в зонах повышенного риска. Это специальные боевые роботы, а также те, которые работают вне среды постоянного обитания человека, – подводные, космические, воздушные роботизированные системы. Вторая группа роботов – это помощники, которые выполняют монотонные задачи гораздо быстрее и эффективнее человека. Они могут использоваться как в экстремальных условиях, допустим, разгружать опасные боеприпасы, так и в промышленности и быту, как, например, всем известные роботы-пылесосы.
Поэтому потребности в роботах диктуются двумя соображениями: нужны те, которые заменят человека в опасной ситуации и помогут избежать выполнения монотонных работ. Они могут быть наземными, воздушными и какими угодно.
Возвращаясь к деятельности центра, отмечу, что мы занимаемся военной, экстремальной робототехникой. Но, конечно, все создаваемые нами технологии могут иметь применение и в гражданской промышленности.
![Боевой робот Нерехта Боевой робот Нерехта](https://cdnn21.img.ria.ru/images/147347/58/1473475891_0:0:2000:1333_768x0_80_0_0_9fe25316298c797c2267f94e2533d23c.jpg)
— Какие преимущества появились у разработчиков и заказчиков робототехники после создания центра?
— Созданию центра предшествовала почти критическая ситуация, когда начало появляться большое число робототехнических платформ, появился "зоопарк" роботов. Такая же ситуация наблюдалась в начале XX века, когда все начали делать самолеты, но те самолеты, которые мы знаем сегодня, появились только тогда, когда каждый производитель занялся тем, что он умеет делать лучше других: кто-то взялся за совершенствование планера, кто-то – за создание двигателей, и все эти работы объединились под руководством главного конструктора.
Поэтому задача центра заключается в том, чтобы при создании роботов специального и военного назначения использовались наиболее проработанные технологии, которые отвечают требованиям заказчиков. Центр равноудален от всех потребителей и исполнителей, недопустимо душить внутреннюю конкуренцию. Наша задача сегодня – показать ориентиры, чтобы разработчики проектировали именно те системы, которые нужны потенциальным заказчикам.
— Вы чувствуете интерес разработчиков и заказчиков, насколько активно они готовы участвовать в работе центра?
— Да, мы ощущаем интерес к деятельности центра и сотрудничеству с ним со стороны профессионального сообщества. У нас создан совет головных разработчиков, куда вошли 48 человек, представляющие соответствующие организации. Это ключевые разработчики, в основном работающие в области гособоронзаказа. Число разработчиков составных частей и блоков мы пока не оценивали, их множество. Мы также активно взаимодействуем и с теми, кто только планирует свою работу, помогаем составлять технические задания.
— Могут ли вузы и частные компании сотрудничать с центром и по каким направлениям?
— Мы приглашаем их присоединяться к работе центра. У вузов и частных компаний часто появляются очень интересные решения по составным частям систем движения и особенно систем управления и передачи данных. Такие системы сегодня наиболее востребованы и находятся в меньшей степени проработки. Именно для вузов и частных компаний мы создаем планки отсечения, обозначаем требуемые характеристики изделий, чтобы создаваемые ими технологии не остались на полке истории, а нашли свою практическую реализацию и были востребованы.
Центр также открыт и для частных компаний. Мы заинтересованы в развитии внутренней конкуренции и не будем лоббировать интересы конкретных предприятий промышленности или вузы. У нас будут обозначенные требования, методика и полигон, на котором любой производственник или компания смогут продемонстрировать возможности своего изделия, в том числе потенциальным заказчикам.
![Боевой робот Нерехта Боевой робот Нерехта](https://cdnn21.img.ria.ru/images/147347/60/1473476048_0:0:2000:1500_768x0_80_0_0_98afcb534b02280534a2f75caf6ced7e.jpg)
— Где будут проходить испытания роботов?
![Боевой робот Нерехта стрелял по голосовой команде огонь на полигоне Боевой робот Нерехта стрелял по голосовой команде огонь на полигоне](https://cdnn21.img.ria.ru/images/147348/09/1473480973_0:0:1280:720_768x0_80_0_0_205f177b12fbe0a828e7981be26791ac.jpg)
— Какие сложности возникают в ходе становления центра?
— Конечно, не все так гладко, как хотелось бы. В ряде случаев информация предоставляется центру с неохотой, что происходит по разным причинам, например, иногда разработчики не имеют права раскрывать полностью информацию о том или ином проекте гособоронзаказа. Но это вопрос организации эффективного информационного обмена, думаю, что в ближайшее время мы его наладим.
Также ряд изделий одинакового назначения невозможно сравнить друг с другом, потому что они прошли испытания по разным методикам. Поэтому вопрос унификации стоит достаточно остро. Когда существуют две-четыре платформы, то под них можно развернуть технологии создания ключевых компонентов, а когда этих платформ 20, то это неподвластно уже контролю и развитию. А сегодня наземных платформ, финансируемых по линии гособоронзаказа, более 15, хотя реально нужно четыре. Тут решение будет носить волевой характер после выработки объективных критериев при помощи экспертного совета центра.
Что приятно, по этим вопросам мы находим поддержку Минобороны, нашего наиболее продвинутого заказчика по всем классам робототехнических комплексов, от тяжелых до сверхлегких и всем видам базирования – от космоса и до подводных систем.
— Какие существуют планы по дальнейшему развитию боевого робота "Нерехта"?
Думаю, что в конце года на полигоне мы покажем новые возможности "Нерехты". Она получит воздушную составляющую, появятся дополнительные элементы автоматизации. Конечно, "Нерехта-2" будет работать в режиме автоматического движения на заранее неподготовленной территории, получит новый тип боеприпаса для решения задачи в условиях непрямой видимости, сможет бороться с более тяжелыми и защищенными целями. Значительное внимание будет уделено групповому управлению.
Что касается технических характеристик, то у нас создаются достаточно эффективные гибридные двигатели, которые позволят роботам подобного класса совершать марши на дальние расстояния на достаточно большой скорости. Прорабатываются проекты с рядом институтов, направленные на создание системы автономного движения, управления огнем, потому что важно решить задачу по поражению быстро появляющихся целей и системы разведки. Важна и невидимая часть "Нерехты" – система управления. Мы ее рассматриваем как составную часть боевой экипировки "солдата будущего". Бесконечно повышать возможность человека нереально, заковывать его в панцирь, броню – так мы из него ходячий танк сделаем. У бойца должен появиться личный помощник, оруженосец.
— Какими другими платформами, помимо "Нерехты", занимается центр?
— Могу поделиться информацией о проекте, который носит название "Сова". Это одна из базовых платформ для отработки ключевых технологий, по сути, атмосферный спутник на солнечных батареях. В чем его особенность: Россия – достаточно северная страна, солнца у нас мало, поэтому спутник предназначен для постоянной работы в северных широтах, включая Заполярье. Буквально на прошлой неделе наша "Сова" совершила рекордный полет для девятиметрового аппарата подобного класса. Посадили мы его почти через двое с половиной суток только потому, что дальше не было смысла проводить испытания. Сегодня мы говорим о возможности создать атмосферный спутник, который по крайней мере до 70 параллели северной широты сможет летать постоянно и будет ограничен только ресурсом используемой на нем микроэлектроники.
"Сова" – это целое семейство опытно-конструкторских работ. Девятиметровый беспилотник – это макет, который мы пока проверяем. В ближайшее время сделаем образец размером 27 метров, который сможет работать и за 70-й параллелью, где нет солнца и полярная ночь. Вы можете представить себе крыло шириной 10-20 сантиметров и длиной 70 метров? Как его удержать в воздухе? Математических моделей, которые позволяют рассчитать аэродинамику такого аппарата, сегодня не существует. Но нашим коллегам, которые исполняют проект, удалось решить эту задачу очень оригинальным способом. Мы сегодня не знаем подобных решений в мире. Отдельно хочу отметить, что это небольшая частная компания. Будущее у таких аппаратов очень интересное, особенно если они будут летать над необжитыми районами Севера и Сибири.
![Атмосферный спутник Сова Атмосферный спутник Сова](https://cdnn21.img.ria.ru/images/147343/42/1473434215_0:0:1425:845_768x0_80_0_0_8ed1cbb86a687f5b01ef92dd7e0cab30.jpg)