Владимир Лепехин
На минувшей неделе произошел ряд событий, которые так или иначе касаются кадрового вопроса. Одна линия – это отставки и перестановки ряда должностных лиц, другая – продолжающаяся зачистка коррупционеров.
В рамках второй линии Владимир Путин освободил от должности — в связи с утратой доверия – находящегося под арестом губернатора Кировской области Никиту Белых, а премьер-министр Дмитрий Медведев отправил в отставку главу Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова.
Замечу, что незадолго до этого серьезные кадровые перестановки и назначения произошли в таких силовых структурах, как ФСО, ФСБ и Росгвардия.
По мнению экспертов, кадровые перестановки последних недель – самые масштабные за все время третьего президентского срока Владимира Путина, что вызвало в СМИ волну обсуждения причин и самого смысла названных кадровых решений.
С моей точки зрения, ничего сверхординарного не произошло. Напротив, системные кадровые решения давно ожидаемы в обществе. И если и удивляться чему-либо, так это тому, почему некоторые, давно назревшие кадровые решения (например, отставки Зурабова, Ястребова и Меняйло) произошли только сегодня.
Кадровая "оптимизация" или чистка рядов?
Любые сколько-нибудь масштабные кадровые перестановки в государстве становятся предметом самого широкого обсуждения. Причина — в надежде людей на то, что за этими перестановками кроется начало новой и более эффективной кадровой политики. Но связаны ли нынешние кадровые решения с чем-то большим, чем рокировка фигур по принципу "кадровой оптимизации"?
Народ в России, недовольный падением жизненного уровня, монетизацией социальной сферы и много чем еще, давно требует кадровых перемен. Он требует отставки министров финансово-экономического блока в федеральном правительстве и справедливого наказания коррупционеров, и именно в отношении к нерадивым и нечистоплотным чиновникам видит состоятельность (или несостоятельность) действующей власти.
При этом российские либералы считают, что в поразившей власть коррупции и переживаемых населением страны социально-экономических трудностях виноват Путин. А те 86 % граждан РФ, что поддерживают президента России, считают виновником своих бед олигархические и бюрократические элиты – то есть собственно коррупционеров, обворовавших, как считает народное большинство, страну и саботирующих решения президента страны.
Очевидно, что в такой ситуации общество стоит перед выбором, кого предпочесть – Владимира Путина или либералов с олигархо-бюрократами. Ответ, как я полагаю, абсолютно ясен: страна нуждается в том, чтобы глава государства устроил, наконец, масштабную встряску среди "государевых слуг".
Однако здесь вновь возникает ситуация необходимости выбора – какую систему кадровой чистки предпочесть: жесткую "революционную" или мягкую "эволюционную".
Судя по последним назначениям, до "революции" в кадровом вопросе России еще далеко.
К эффективной кадровой политике российские элиты не готовы
Известна шутка о том, что Сталину бы не понадобились для борьбы с коррупцией миллиарды бюджетных рублей. Ему было бы достаточно одного большого кладбища. Такой же принцип подхода к кадрам соблюдается сегодня, например, в Китае, где коррупционеров попросту расстреливают.
Впрочем, там, где власть в России принимает сегодня кое-какие антикоррупционные меры, имеются и некоторые результаты. И в этом смысле в целесообразности отставок Белых и Бельянинова вряд ли кто сомневается.
Иное дело – кадровые назначения и переназначения, в которых нет коррупционной составляющей и которые призваны, как это представляется в СМИ, повысить эффективность государственного управления.
С моей точки зрения, нынешняя кадровая политика в России не связана с понятием "эффективность" уже потому, что никто не знает, в чем она измеряется. Критерии эффективности кадровой политики – тайна за семью печатями; и это дает повод подозревать российскую власть в том, что её всерьез волнуют профессиональные и человеческие качества того или иного управленца, зато вне конкуренции такой критерий кадрового подбора, как лояльность.
И все-таки в кадровых перестановках имеется позитив
При всей стандартности отставок и кадровых перемещений хочется все же видеть определенный позитив, и он есть.
Во-вторых, чтобы чиновника взяли в разработку уже, похоже, не нужно ждать, когда он украдет миллиард и более (как в случае с Хорошавиным); берут уже и за 150 тыс. евро – как Никиту Белых.
Но главное не это.
Главным в кадровых перестановках минувшей недели я считаю особо не афишируемые перестановки в силовых структурах и новые назначения представителей силовых структур.
Силовики возглавили Ярославскую и Калининградскую области. Представитель силовой структуры рассматривается и в качестве будущего посла России на Украине.
Для чего нужна мобилизация этого блока?
Во-первых, конечно же, для решения задач, связанных с необходимостью ужесточения вертикали власти в условиях нарастающего внешнего давления. А во-вторых, для укрепления в этой вертикали позиций своих (ведь силовики для главы государства – свои).
Помня же пословицу "Бей своих, чтобы чужие боялись", встряска внутри силовых структур и взбучка отдельных её представителей, похоже, пригодятся руководству страны для скорого наступления на "чужих". То есть на тех, кто не понимает сути момента и не готов решать задачи, связанные с выживанием России в условиях нового и глобального противостояния.