МОСКВА, 29 июл. Анна Михайлова, обозреватель МИА "Россия сегодня". В Третьяковской галерее на Крымском валу открывается выставка "Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения". Анна Михайлова уже познакомилась с ретроспективой и уверена, что Москву ждет очередной музейный блокбастер.
Строго говоря, 200-летие Айвазовского будет отмечаться только в следующем году, но Третьяковская галерея открывает приуроченную к дате выставку уже сейчас, ровно за год. Явно не терпится не только специалистам, но и поклонникам великого мариниста: благодаря системе онлайн-предпродажи, введенной ГТГ после зимнего коллапса на выставке Серова, уже разлетелись 20 тысяч билетов.
Руководство музея к осадному положению готово — вход на экспозицию теперь осуществляется по сеансам, за раз будут запускать не более 250 человек.
Однако ни у кого нет сомнений в том, что ожидания, во всех смыслах, оправдаются. На то несколько причин.
1. "Девятый вал" прочно засел в нашей зрительной памяти: репродукцию часто печатали во вкладках к школьным учебникам литературы. Айвазовский за свою долгую и продуктивную творческую жизнь написал шесть тысяч картин, но именно эта стала его визитной карточкой. Из-за внушительных размеров — 2,21 на 3,31 метра — работа редко покидает стены Русского музея в Санкт-Петербурге, так что нынешняя выставка — это отличная возможность увидеть монументальное полотно в подлиннике.
2. Его работы принято упрекать в поверхностности и несколько кричащем драматизме, но редкий скептик останется безучастным перед лицом грандиозной "Волны", в которой, кажется, сконцентрировано всё лучшее, что есть в романтической живописи: размах, глубина, величие природы и ощущение собственной ничтожности на её фоне.
3. Выставка будет интересна не только поклонникам маринизма, но и любителям батальной живописи. В годы службы художником Главного морского штаба России Айвазовский написал серию картин великих морских сражений русского флота. Учитывая, что сам живописец был участником обороны Севастополя 1854-1855 годов, его работы можно рассматривать и как исторические документы.
4. Третьяковская галерея расширила рамки устоявшихся канонов, если не сказать стереотипов восприятия Айвазовского и представила его и как талантливого портретиста. Особое внимание кураторы уделили теме религии в жизни мастера. Происходивший из армянской семьи, Айвазовский не только подарил храмам родной Феодосии немало работ на библейские темы, но и расписал фресками церковь Святого Сергия, во дворе которой и был похоронен.
5. Наконец, выставка Айвазовского — возможность увидеть не только Россию ХIX века. Художник объездил всю Европу и был известен далеко за пределами родины. Стоит лишь вспомнить, что он был почетным членом Амстердамской, Римской, Флорентийской, Штутгартской и Парижской академий художеств. Особое место в нынешней экспозиции занимают работы, написанные в период путешествия в Константинополь.