Игорь Николайчук, эксперт Российского института стратегических исследований, для МИА "Россия сегодня"
Апология статистики
Польские СМИ, наверное, единственные в Европе, кто на допинговый скандал смотрит как на информационное извращение. Он их не интересует.
Зато какой контент выдают: "Вертолет Ка-52 лучше AH-64 "Apache" (Defence.24, 24.07); "Зеленые человечки Путина против Меркель и ЕС. В Германии уже говорят о войне" (Dziennik Gazeta Prawna, 22.07); "США и Россия будут вместе завоевывать космос?" (Rzeczpospolita, 22.07); "Поляки — это не русофобы, а русологи!" (Fronda.pl, 20.07).
Информационная активность: допинговый скандал убил русских наповал
Активность зарубежных СМИ за период c 18 по 24 июля 2016 года по сравнению с предыдущим анализируемым периодом (c 11 по 17 июля 2016 года) увеличилась на 34,2% (1489 материалов против 979). Все ожидали, что из-за допингового скандала нашу страну накроет волна негативных публикаций. Вопрос в масштабах.
По численности материалов о России — конечно, не "девятый вал", но шторм крепкий, под семь баллов.
Помимо штатных недоброжелателей России, ее сильнейшая негативизация на допинговой теме имела место в Латинской Америке. В Европе невиданно возбудилась Испания, перед спортсменами которой вдруг замаячили новые чемпионские перспективы.
Но рейтинг стран по числу публикаций после долгого перерыва принял привычный вид: Германия (224 публикации); Франция (185); Великобритания (170); Испания (119); США (80). Отметим и следующее. Ни Азия, ни Ближний Восток избиением России по поводу перспектив ее участия в Олимпиаде-2016 не занимались.
Финляндия в вопросах отношений с Россией ведет себя вежливо и осторожно: "Продававшиеся на аукционе российские автомобили были в плохом состоянии — "хорошо, если ноги не проваливались" (Yle, 21.07); "Свалка в Москве — дом девушки Юлии" (Helsingin Sanomat, 18.07).
А вот неспортивные в нынешнем контексте китайцы: "В Хух-Хото прошла встреча министров туризма России, КНР и Монголии" ("Жэньминь жибао", 22.07); "Россия установит в Арктике новейший сонар" ("Хуаньцю шибао", 21.07); "Игоря Сечина раскритиковали за покупку баснословно дорогого жилья" ("Хуаньцю шибао", 21.07).
В несправедливо забытом Иране совсем другие темы: "Профессор Университета Миссури: "Европа в состоянии экономической смерти" (Keyhan, 24.07); "Россия не намерена сотрудничать с ОПЕК" (Hamshahri, 23.07); "Россия требует судебного разбирательства над двумя турецкими военными летчиками" (Hamshahri, 22.07).
Индекс агрессивности: допинг хуже, чем убийство Немцова
Индекс агрессивности на рассматриваемой неделе подскочил с почти безопасного значения 0,94 до 2,3. Обязательно следует подчеркнуть, что столь высокие значения ИА были в последнее время характерны только для такого резкого информационного повода, как убийство Бориса Немцова.
Чуть ниже среднего индекс агрессивности у Франции (1,8) и у Испании (2,1). Очень даже терпимо отнеслась к нам Польша (ИА равен 2,5).
Картина поразительная. Дело в том, что именно эти три страны вели синхронизированную (чуть ли не в техническом смысле этого слова) медийную войну против России в момент кризиса в Донбассе. Это, на наш взгляд, доказывает, что существует "информационное НАТО", которое представляет для России большую угрозу, нежели "варшавские батальоны" и прочие солдаты в Прибалтике.
Кто еще состоит в этом информационном НАТО? Конечно, Канада: "Россия — бандитское государство" (Le Journal de Québec, 19.07); "Перенос чемпионата мира 2018 года из России было бы подходящим наказанием" (The Globe And Mail, 19.07). Наверное, и Швеция: "Не надо вооружаться, надо поддерживать сопротивление в России" (Norrtelje Tidning, 22.07); "Ужасная Россия. Книга Петра Померанцева о России" (Sydöstran, 18.07).
Последний заголовок упоминаю, чтобы подчеркнуть, почему Латвия опасна для любого НАТО. Все-таки военно-политические блоки, конечно, строятся на образе врага, но прагматически. Никто не скажет, например, что НАТО или ЕС — русофобские организации. Антироссийская линия — это да, как же без этого воевать и объединяться. Но призывать воевать с Россией англичан, например, только потому, что "русских в Литве, Латвии, Эстонии и на Украине всегда, на протяжении веков ненавидели" — это, согласитесь перебор. Белая политическая горячка!