МОСКВА, 27 июл – РИА Новости. Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод считает, что новый состав Госдумы после выборов должен вынести законопроект о концепции единого реестра населения на общественные слушания, так как, по его мнению, для введения общей базы пока нет серьезных оснований.
Как сказал ранее журналистам глава Минкомсвязи Николай Никифоров, премьер-министр России Дмитрий Медведев дал поручение в сентябре-октябре завершить разработку концепции единого реестра населения и в ноябре уже подготовить проект соответствующего федерального закона.
По словам Никифорова, единый реестр будет формироваться на основе данных систем записей актов гражданского состояния. Также он сообщил, что финансирование проекта будет осуществляться в рамках действующих лимитов, о дополнительных средствах речи не идет.
"Есть немало вопросов, и я считаю, что новый состав Думы обязательно должен провести общественные слушания, обсуждение данного законопроекта… Пока я не услышал серьезного обоснования о необходимости такого реестра, поскольку есть база данных налоговой службы и нужно ли создавать что-то новое — проект весьма дорогостоящий и в период бюджетного дефицита, стоит ли позволять себе подобную роскошь", — сказал Брод РИА Новости в среду.
Правозащитник также выразил сомнение по поводу сохранности персональных данных. "Мы помним, как данные налоговой службы появлялись в публичном доступе, в интернете, пиратские копии на Горбушке и других рынках. Поэтому будут ли эти данные надежным образом защищены – вопрос", — сказал Брод, отметив, что если в открытый доступ попадут данные об одиноких пенсионерах и иных социально-незащищенных группах – это может вызвать интерес мошенников.
По его мнению, также есть опасения, что данные о зарубежных счетах, о зарубежной недвижимости, о детях и женах, живущих за рубежом, могут стать поводом для дискриминации граждан.
При этом Брод отметил, что требуется разъяснить, как данные единого реестра помогут в успешном осуществлении оперативно-розыскной деятельности и собираемости налогов.
"Поскольку, я говорю, например, уже есть данные ЗАГСов, есть данные федеральной налоговой службы – нужно ли создавать что-то новое. Вполне того, что есть — этого достаточно, а в случае оперативно-розыскной деятельности, например, следственные органы эту информацию могут запрашивать у той же налоговой службы, у того же ЗАГСа и у работодателей, и, в конце концов, у зарубежных банков, если нужна информация о наличии счетов", — считает правозащитник.
Также он указал на то, что из проекта неясно, как определяется ответственность, в частности, за сокрытие сведений о зарубежной недвижимости, счетов.