"Общее число выездных туристских поездок в 2015 году по сравнению с 2014 годом сократилось с 42 921 тысяч до 34 390 тысяч, или почти на 20%", — говорится в отчете.
Эксперты отмечают, что основными причинами такого снижения стали падение курса рубля, а также запрет на посещение стран, присоединившиеся к экономическим санкциям против России, сотрудникам ряда министерств и ведомств.
Аналитики также приводят данные Росстата, согласно которым доля расходов домохозяйств на услуги центров отдыха и туризм в общей структуре потребительских расходов в 2015 году сократилась на 15 п.п. по сравнению с 2014 годом.
Предпочтения пока не менялись
В то же время, по оценкам аналитиков, изменения в предпочтениях сограждан по итогам текущего года будут более существенными в связи с ограничениями на посещение российскими туристами Египта и Турции.
Что же касается въездного туризма, то здесь эксперты зафиксировали, напротив, некоторое увеличение числа посещений РФ иностранцами: прирост в 2015 году по сравнению с 2014 годом составил 5,6%. Отмечается, что в 2015 году Россию посещали граждане тех же стран, что и годом ранее, однако жители стран, присоединившихся к экономическим санкциям против РФ, стали приезжать реже.
В гостях хорошо, но дома все лучше и лучше
Эксперты НИУ ВШЭ отметили, что снижение спроса на выездной турпродукт способствовало расширению спроса на внутренний. Это, а также рост числа посещений страны гражданами зарубежных стран обусловило опережающий рост в РФ таких видов услуг, как санаторно-оздоровительные, услуги гостиниц и аналогичных средств размещения, а также услуги учреждений культуры, отмечается в отчете.
"В определенной степени рост объема платных услуг в сфере туризма в 2015 году был обусловлен формированием годом ранее в составе Российской Федерации Крымского федерального округа (КФО). Рынок туристических услуг КФО в ряде случаев внес существенный вклад в изменение федеральных показателей. В 2015 году вклад КФО в общий объем платных услуг населению в стране составил 0,8%", — добавляют аналитики.
При подготовке отчета были использованы статистические данные, представленные на сайтах Росстата и Федерального агентства по туризму (Ростуризма), а также анализ данных, полученных в рамках выборочного обследования населения, организованного ВЦИОМом по заказу НИУ ВШЭ.