Геворг Мирзаян, научный сотрудник Института США и Канады РАН, для РИА Новости
Писать надо меньше
Сейчас же в прессу попало почти 19 тысяч документов из взломанных почтовых адресов высокопоставленных членов Демократической партии, в которых есть доказательства сговора партийного истеблишмента против конкурента Хиллари — Берни Сандерса.
Партия пыталась всячески дискредитировать кампанию сенатора от Вермонта и обеспечить его поражение в партийных праймериз. В ход шла манипуляция с опросами, давление на СМИ и даже акцентирование еврейского происхождения Сандерса. В деле участвовала лично глава Демократического национального комитета (управляющего органа партии) Дебби Вассерман-Шульц.
Некоторые эксперты пишут, что тем самым она заглаживала вину за предательство Хиллари в 2008-м (будучи ее сторонницей, она провела закулисные переговоры с командой Обамы и перебежала на его сторону).
Утечка "Викиликс" аккурат перед Демократическим конвентом, где Хиллари должны были в торжественной обстановке номинировать как демократического кандидата, стала подарком для Дональда Трампа. Письма стали идеальным доказательством его тезиса о "мошеннице Хиллари".
Да, узнавший (а точнее получивший доказательства) о сговоре против него Берни Сандерс не намерен отказываться от заключенной с демократической элитой сделки и отказывать Хиллари в поддержке. Он надеется на то, что партия выполнит его условия и начнет реформу системы демократических праймериз, в частности пересмотрит положения о суперделегатах.
Однако многие из его сторонников не настолько прагматичны. Они выступили с резкой критикой Хиллари и не намерены голосовать за нее даже после просьбы их вермонтского гуру. Как отметил Дональд Трамп, они не должны позволить "мошеннице Хиллари соскочить с крючка".
Сейчас партия пытается как-то выпутаться из сложившейся ситуации и соскочить. Дабы не провоцировать усиление скандала, ее лидеры стали особо оспаривать подлинность переписки. Глава Демократического национального комитета Дебби Вассерман-Шульц заявила о том, что уйдет в отставку после завершения Конвента.
Однако при этом демократы пытаются переключить внимание на виновника скандала — на того, кто стоит за взломом почтовых ящиков лидеров партии. И виновным назначили Владимира Путина.
"Учитывая теплые отношения Трампа к Путину… у русских были средства и мотив для взлома серверов Демократического национального комитета и слива электронных писем перед Демократическим конвентом", — заявил член комитета по разведке Палаты представителей США Адам Шифф. По его словам, попытки иностранного игрока оказать влияние на выборы в США должны стать предметом беспокойства для любого американца. Аналогичного мнения придерживается и руководство кампании Хиллари.
Сторонники Трампа отреагировали на столь неуклюжую защиту оппонентов с юмором. Глава предвыборной кампании республиканского кандидата Пол Манафорт назвал слухи о причастности Путина "сумасшествием".
Впрочем, в одном демократы правы — Кремль действительно предпочел бы победу Дональда Трампа. Как минимум потому, что они с Путиным поймут друг друга.
Москве импонирует внешнеполитический прагматизм республиканца. Трамп не раз говорил о том, что: а) готов обсуждать конкретные области сотрудничества с Россией и б) отказаться от поддержки союзников, если действия которых не соответствуют американским национальным интересам. А идею о демократиях от моря до моря Трамп не считает таковым интересом — республиканец прямым текстом говорил о том, что смены режимов в арабских странах ни к чему не привели и что в Сирии нужно заниматься не свержением Асада, а борьбой с терроризмом, причем, возможно, даже с помощью нынешнего сирийского президента.
А намек Трампа на устарелость НАТО вообще стал праздником для Кремля, поскольку полностью соответствовал российскому взгляду на эту организацию, а точнее на то, чем она занимается в данный момент (т.е. сдерживанием России).
С таким президентом Москва вполне могла бы найти общий язык, в том числе и в вопросе создания единой системы безопасности в Европе.
Нам нужны прагматики
Во-первых, потому что Трамп — бизнесмен и будет вести крайне жесткие переговоры с Россией в рамках защиты американских национальных интересов (как он их понимает). Не случайно при всех своих комплиментах в адрес Путина Трамп, например, четко заявил о том, что провокационные полеты российских самолетов над американскими кораблями приведут к ликвидации этих самолетов.
Республиканский кандидат не намерен позволять любой другой стране — России, Северной Корее, Польше или даже Канаде — унижать Соединенные Штаты.
Во-вторых, существенным тормозом в этих переговорах станет позиция конгресса.
Однако сложный Трамп в разы лучше, чем радикальная Хиллари.
Да, Сергей Лавров прав, говоря о том, что профессионалы всегда найдут общий язык за столом переговоров, но вот захочет ли Хиллари его искать? Или сформировавшаяся как политик в 90-е годы Хиллари захочет вернуть то прекрасное время, когда США были мировой сверхдержавой, а Россия побиралась на задворках Европы?
Все эксперты в унисон говорят о том, что это время безвозвратно прошло, однако вера — страшный стимул, который иногда оказывается сильнее, чем разум.
Если Хиллари Клинтон в случае прихода к власти не возьмет на вооружение прагматичный внешнеполитический подход Трампа (который иногда называют изоляционизмом), то ее дипломатия будет еще более провальной, чем у Джорджа Буша-младшего. Те дрова, которые она наломает, ударят не только по имиджу и возможностям США, но и по безопасности России.
Ковбойская дипломатия 43-го президента Соединенных Штатов, проводившаяся без учета новых реалий международных отношений и имеющихся у Америки ресурсов, сделала мир более опасным и менее стабильным, тем самым создав новые риски в том числе и для России.
Москве остается лишь надеяться на то, что 45-й президент США учтет ошибки двух предшественников. А бизнесмену Трампу их учесть куда проще, чем пытающейся все и всем доказать Хиллари.