МОСКВА, 26 июл — РИА Новости, Алексей Захаров. Российские предприятия по выпуску автомобилей стремятся загрузить свои мощности с помощью экспортных поставок. Все больше компаний начинают отгрузки легковых автомобилей, собранных в России, за ее пределы. Группа Volkswagen начала поставки седанов Polo с завода в Калуге на рынок Мексики.
![Презентация нового седана марки Volkswagen Презентация нового седана марки Volkswagen](https://cdnn21.img.ria.ru/images/24152/78/241527804_0:0:0:0_768x0_80_0_0_b6996c3903fd1af00ab78246e0d1d735.jpg)
Калужский Volkswagen едет в Мексику
Давно ли Volkswagen Jetta мексиканской сборки продавался в России? Прошло несколько лет — и Jetta стала собираться в Нижнем Новгороде, а автомобили VW из Калуги отправляются в Мексику. Группа решила поставлять в самую северную страну Латинской Америки седан Polo российской сборки. Модель в Мексике будет доступна под именем Vento, а в пересчете на рубли будет стоить примерно от 630 тыс. до 834 тыс. рублей в зависимости от комплектации.
Экспортный контракт позволит загрузить вторую смену в Калуге. Пока предприятие не планирует переходить на 3-сменный режим, ведь дальнейшие объемы поставок в Мексику пока не раскрываются, а российский рынок не отличается стабильным спросом.
Компания всего отгружает из России на внешние рынки (в основном в Казахстан и в Белоруссию) около 10 тыс. автомобилей, и значительная часть приходится на модель Polo. VW подогрел интерес к седану обновлением в прошлом году. Российские дилеры предлагают эту модель минимум за 579,5 тыс. рублей, а с учетом скидки до конца июля – за 529,5 тыс. рублей. Автомобиль из России составит конкуренцию продукции мексиканского предприятия VW, где собираются Jetta, Beetle и Golf.
![Datsun on-DO на российской презентации в Москве Datsun on-DO на российской презентации в Москве](https://cdnn21.img.ria.ru/images/100259/67/1002596710_0:0:3500:2221_768x0_80_0_0_ccafda478570e4ca06cb803596886ae0.jpg)
Datsun из Тольятти добрался до Ливана
Глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон решил поддержать выпуск возрожденной японской марки Datsun поставками в Ливан, откуда родом его предки.
Официальные продажи начались в середине июля. Автоцентры Datsun в Ливане будут предлагать модели Datsun on-DO и mi-DO. Автомобили собираются в Тольятти на мощностях АвтоВАЗа. Глава бренда Datsun Винсент Кобе считает, что старт продаж в Африке поможет жителям Ливана "осуществить мечту". Ранее автомобили Datsun российской сборки были доступны, кроме России, в Белоруссии и Казахстане. При этом, по расчетам "Автостата", если в Ливане Datsun будет предлагаться по цене от 756 тыс. (в пересчете на рубли), то в России эта же модель в аналогичной комплектации доступна за минимум 496 тыс. рублей, а в Белоруссии – от 390 тыс. рублей.
![Премьер-министр РФ Владимир Путин в Сочи показал журналистам свой внедорожник Нива Премьер-министр РФ Владимир Путин в Сочи показал журналистам свой внедорожник Нива](https://cdnn21.img.ria.ru/images/22131/41/221314134_0:0:2460:1887_768x0_80_0_0_e2c6a22bb37993940c45f6aa6f55e0a5.jpg)
Lada на сторону
Основные экспортные отгрузки легковых автомобилей из России приходятся на марку Lada, а новый глава АвтоВАЗа Николя Мор намерен наращивать долю зарубежных отгрузок. Экспорт Lada в 2015 году упал почти в 2 раза, до 28,5 тыс. штук из-за сложной экономической ситуации в ряде стран СНГ, куда традиционно уходят масштабные партии продукции из Тольятти. Основными рынками для Lada являются: Казахстан (более 14,2 тыс. штук), Азербайджан (4,7 тыс.), Белоруссия (2,4 тыс.), Египет (2,1 тыс.) и Германия (1,5 тыс.).
Удивительно, что германский рынок Lada подрос более чем в 3 раза в прошлом году, а рынок Азербайджана – в 2,5 раза. Основные продажи на этих рынках приходятся на внедорожник Lada 4x4 (в Германии — Taiga). Полноприводные российские автомобили других марок также пользуются спросом за рубежом.
Внедорожники Ульяновского автозавода в прошлом году, кроме стран СНГ, пользовались особым спросом в Монголии и Чехии, а доля экспорта в общем объеме продаж достигла 9%, примерно как у АвтоВАЗа. У "Группы ГАЗ", которая производит и легкие коммерческие автомобили, эта доля превышает 20%.
Представитель "Группы ГАЗ" пояснил РИА Новости, что компания считает наиболее перспективными регионами для экспорта Африку, Ближний Восток, Латинскую Америку и Азию, но уже сейчас идут поставки в 39 стран, в том числе модели ГАЗель Next в Сербию, Черногорию и Македонию.
Nissan заехал в Казахстан
Nissan, партнер АвтоВАЗа по альянсу c Renault, в рамках Таможенного союза отгружает свои автомобили российской сборки в Белоруссию и Казахстан. Представитель японской компании рассказал РИА Новости, что компания изучает варианты расширения географии экспорта, но никаких решений пока не принято. "Экспортные проекты Nissan существуют и находятся в стадии активного обсуждения, но пока комментировать мы их не можем", — сказал он.
![Тойота Камри на конвейере завода в Санкт-Петербурге Тойота Камри на конвейере завода в Санкт-Петербурге](https://cdnn21.img.ria.ru/images/103635/96/1036359604_0:0:1280:853_768x0_80_0_0_7c0c3c04966bc57e6bb51a5c28350e2c.jpg)
На какие рынки нацелились Ford, Hyundai, Kia и Toyota?
Другие компании смотрят на действия конкурентов и тоже расширяют географию продаж – компания Ford Sollers заявила о начале продаж автомобилей российской сборки в Армении в середине июля. Ранее дилеры Ford предлагали автомобили из России также в Белоруссии и Казахстане. Компания рассчитывает продвигать в Армении все модели Ford российского производства, включая Fiesta, Focus, Mondeo, Explorer, Kuga и EcoSport.
![Работа на главном конвеере по производству автомобилей Hyundai Solaris на заводе компании Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус Работа на главном конвеере по производству автомобилей Hyundai Solaris на заводе компании Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус](https://cdnn21.img.ria.ru/images/54078/13/540781354_0:0:0:0_768x0_80_0_0_f2b3bce8508e385bf78f3e79b574011e.jpg)
Завод Hyundai-Kia в прошлом году направил на экспорт более 14 тыс. автомобилей Hyundai Solaris в Казахстан, Белоруссию, Азербайджан, Узбекистан, Молдову, Армению, Кыргызстан и на Украину. Также партнеры корейской компании предлагают Solaris российской сборки в Египте (под названием Accent) и в Ливане. Kia, которая, так же как и Hyundai, выпускает основную часть автомобилей для российского рынка в Санкт-Петербурге, поставляет модель Rio в Белоруссию и Казахстан, рассказали РИА Новости в компании.
Завод Toyota в России произвел в первом полугодии чуть более 16 тыс. Camry, и 1,539 тыс. из них отправились в Казахстан, а 125 – в Белоруссию. Официальный представитель BMW особо отметил, что продукция "Автотора" в Калининграде, где собираются некоторые модели BMW и Mini, поступает только на российский рынок. Также экспортируют часть своей продукции со своих российских мощностей Renault и PSA Peugeot-Citroen.
Поддержка экспорта и проблемы
Министерство промышленности и торговли России готовит новую стратегию развития автопрома – она может быть готова к осени, а одним из основных ее направлений станет развитие экспорта.
Правительство России еще в начале 2016 года объявило о выделении 3,3 млрд рублей на поддержку экспорта автомобилей, в том числе на субсидирование части транспортных расходов. Глава Минпромторга Денис Мантуров в июле уточнял, что меры поддержки экспорта автомобилей начнут действовать к концу года.
Представитель "Группы ГАЗ" отмечает, что расширению экспортных отгрузок также мешают высокие заградительные пошлины в ряде стран (например, в Эфиопии – до 140% от цены нового автомобиля, в Египте – 40%), высокая стоимость логистических затрат, затраты на сертификацию и адаптацию техники. Есть и другие проблемы.
![Рабочая поездка Д.Медведева в Нижний Новгород Рабочая поездка Д.Медведева в Нижний Новгород](https://cdnn21.img.ria.ru/images/93177/93/931779306_0:0:3022:1999_768x0_80_0_0_27a7ba2f351e485c0a4be161fcc6f7b0.jpg)
"С введением утилизационного сбора в Казахстане поставки туда идут нерегулярно, поскольку заказов мало. В первом полугодии 2016 года на экспорт было отправлено около 300 автомобилей Kia Rio", — говорит официальный представитель Kia в России.
На развитие экспорта также повлиял и "серый" импорт. Покупки новых автомобилей в России для жителей других стран часто оказываются выгоднее, чем в своем регионе из-за девальвации рубля.
Экспорт легковых автомобилей из России в 2015 году упал до 97,4 тыс. новых легковых автомобилей против 127,5 тыс. штук годом ранее. Минпромторг рассчитывает к 2020 году увеличить экспорт собранных в России автомобилей до 25%, а пока этот показатель достигает в среднем лишь около 8%.