По его словам, подобная операция по подъему локомотива проводилась впервые в истории выполнения водолазных подводно-технических работ. К выполнению комплекса работ привлекались водолазные специалисты УПАСР Северного флота, а также операторы необитаемых телеуправляемых подводных аппаратов "Пантера +" и "Обзор — ПРО".
"Операция по подъему паровоза проводилась в несколько этапов, сначала из трюма транспорта была извлечена котельная часть паровоза весом 30 тонн, затем ходовая часть, состоящая из пяти колёсных пар общим весом около 60 тонн", — сказал Лузик.
Работы по обследованию судна и подъему техники водолазы Северного флота ведут с 2010 года. В первый же год со дна была поднята инженерная машина (дорожный каток) и передана в экспозицию ледокола-музея "Красин". В последующие годы из трюмов транспорта извлекли на поверхность танк "Шерман", 90-мм зенитное орудие М2 и ещё два дорожных катка.
В ходе проведения этих учений помимо паровоза на поверхность были извлечены американский средний танк "Шерман", 102-мм орудие, зенитный пулемёт, а также ряд небольших предметов вроде артиллерийских гильз и снарядов. Вся эта техника поставлялась в Советский Союз по программе Ленд-лиза с 1941 по 1945 годы. Все извлеченные из-под воды артефакты будут доставлены в главную базу Северного флота – Североморск. Учение спасателей Северного флота в районе затопления транспорта "Томас Дональдсон" будет продолжено в начале августа.