25 июля в России свой профессиональный праздник отмечают сотрудники речной полиции.
До 2011 года он носил название "День речной милиции", но после вступления в силу нового федерального закона "О полиции" в 2011 году, название праздника также поменялось.
Впервые в России такая правоохранительная структура, как речная полиция, была образована в июне 1867 года. Она осуществляла надзор за объектами водного транспорта, т.е. проводила осмотры и освидетельствование судов, пристаней, а также и за другими водными объектами — рыбными садками, купальнями.
В 1917 году Февральская революция уничтожила правоохранительную систему прежнего государства, и в истории блюстителей порядка на водных магистралях начался период постоянных реформ, упразднений и переподчинений различным силовым учреждениям и ведомствам.
25 июля 1918 года был издан декрет Совета Народных Комиссаров "Об учреждении речной милиции", послуживший основанием для существенных преобразований органов правопорядка на водном транспорте. С этого документа начинается история создания и развития подразделения речной милиции. Поэтому эту дату и принято считать днем ее создания.
23 апреля 1919 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) принял Декрет "О речной советской рабоче-крестьянской милиции". Отдел водной милиции (речной и морской) вошел в состав Главного управления милиции Народного комиссариата внутренних дел (НКВД).
В сентябре 1920 года водная милиция вошла в состав войск внутренней службы (ВНУС).
В январе 1921 года, после расформирования войск ВНУС, она перешла в состав войск Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК), а в феврале того же года ее вновь передали в ведение Главного управления милиции НКВД.
В декабре 1921 года в соответствии с Декретом ВЦИК "Об охране складов, пакгаузов и кладовых", а равно сооружений на железнодорожных и водных путях сообщения, водная и железнодорожная милиция упразднялись, а их функции были возложены на охрану Наркомата путей сообщения и транспортные органы ВЧК.
В связи с образованием в 1924 году ведомственной милиции в некоторых портах была создана портовая милиция, существовавшая за счет обслуживаемых объектов.
В середине 1930-х годов повысилась роль милиции в обеспечении общественного порядка на водном транспорте. В морских и речных портах и на пристанях были созданы отделы (отделения) милиции, которые обеспечивали порядок на речных путях и коммуникациях.
Во время Великой Отечественной войны в составе транспортной милиции для охраны общественного порядка, борьбы с уголовной преступностью и хищениями социалистической собственности на водном транспорте в июне 1942 года были организованы линейные отделы, отделения, оперативные пункты и посты водной милиции речных бассейнов в границах существующих пароходств. В июле того же года была организована милиция морских бассейнов и портов с теми же задачами, что и у речной милиции.
Руководство органами транспортной милиции осуществляло Главное управление милиции НКВД, в составе которого в мае 1943 года было образовано Управление транспортной милиции ГУМ НКВД СССР (в 1946 году НКВД СССР было преобразовано в Министерство внутренних дел (МВД) СССР).
В январе 1947 года транспортная милиция была передана из МВД в Транспортное управление Министерства государственной безопасности (МГБ) СССР. Приказом МГБ СССР от 19 июня 1947 года было организовано Главное управление охраны (ГУО) МГБ СССР на железнодорожном и водном транспорте. Вновь созданный главк ГУО с системой местных органов, в отличие от существовавшего ранее Транспортного управления МГБ, был призван не только осуществлять "оперативно-чекистское" (контрразведывательное) обеспечение работы предприятий транспорта, но также выполнять задачи по охране общественной безопасности и правопорядка на железнодорожных и водных коммуникациях.
14 августа 1953 года, после образования объединенного МВД СССР, Главное управление охраны МГБ на транспорте было ликвидировано, а его функции разделены между 6-м (Транспортным) управлением МВД СССР, занимавшимся контрразведывательным обеспечением предприятий всех видов транспорта, и Управлением транспортной милиции ГУМ МВД СССР, призванным обеспечивать правопорядок на железнодорожных и водных магистралях. Сотрудники вновь созданных
Управлений транспортной милиции, были переаттестованы, т.е. им были присвоены милицейские спецзвания.
В 1969 году вместо Главного управления милиции были созданы в качестве самостоятельных структурных подразделений несколько управлений, в том числе Управление транспортной милиции, с 1980 года — Главное управление внутренних дел на транспорте МВД СССР. В его ведении и находились подразделения милиции, обеспечивающие правопорядок на водном транспорте.
В настоящее время вопросами обеспечения порядка на водных магистралях занимается Главное управление на транспорте МВД Российской Федерации.
Как и за все время своего существования, подразделения речной полиции и сегодня проводят работу по борьбе с преступностью и правонарушениями на объектах водного транспорта России, в том числе по выявлению экономических преступлений, а также в сфере незаконного оборота оружия и наркотиков. В связи со спецификой работы пристальное внимание сотрудников уделяется и борьбе с браконьерством.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников