Это также означает, что российские легкоатлеты не поедут на Олимпиаду, поскольку IAAF уже вынесла свое решение по вопросу их участия.
Телефонная конференция исполкома состоялась в воскресенье. Итоги переговоров и решение, вынесенное делегатами, сообщили в специальном пресс-релизе.
Передать ответственность
Волна разговоров про необходимость отстранения России пошла после того, как издание New York Times в мае опубликовало материал с высказываниями экс-главы московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова. Он заявил, что минимум 15 российских медалистов Игр-2014 в Сочи были частью "допинговой программы", направленной на доминирование на домашних соревнованиях. Позднее WADA заявило, что проведет собственное расследование по высказываниям Родченкова. Результаты работы комиссии, возглавляемой Ричардом Маклареном, были объявлены 18 июля.
Неплохое решение?
На фоне возможного отстранения всей сборной решение МОК доверить решение международным федерациям не выглядит так уж сурово.
"Решение, принятое МОК, было взвешенное и, в данном случае, основываясь на докладе независимой комиссии WADA, оно объективное, принятое в интересах мирового спорта и единства олимпийской семьи. Мы признательны МОК за такое решение", — сказал министр спорта РФ Виталий Мутко агентству "Р-Спорт".
"Это неплохой вариант, по моему мнению, — заявил "Р-Спорт" председатель комитета по физической культуре, спорту и молодежной политике Государственной думы РФ Дмитрий Свищев. — Возможно, это даже лучший вариант. Так мы можем доказать и себе, и всем федерациям, и МОКу, что если спортсмены "чисты", они могут ехать на Олимпийские игры. Но я выступаю за то, чтобы эту идею применили ко всем спортсменам, а не только из России. Я сторонник того, чтобы эту практику внедрили для всех спортсменов, чтобы они перед поездкой на Олимпиаду сдавали тесты и доказывали, что они "чистые". Идея вообще хорошая".
Почетный член МОК, руководитель комиссии Олимпийского комитета России (ОКР) по антидопинговым разбирательствам Виталий Смирнов заявил, что "решение более чем оптимальное".
"Самое главное, что закончилась эта нервотрепка, и спортсмены могут спокойно готовиться и собираться на соревнования. Уверен, что спортсмены, не уличенные в допинге, будут международными федерациями допущены к Олимпийским играм. Но осадок остается, подобные потрясения никому совершенно не нужны. Они могут отразиться на состоянии спортсменов и тренеров, и это недопустимо. Почему такое происходит, мы и будем разбираться", — сказал Смирнов.
Исполком МОК принял оптимальное решение в отношении России, передав международным спортивным федерациям право самостоятельно решать вопрос о допуске российских спортсменов на Олимпийские игры-2016, считает член МОК, глава Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев.
"В данной ситуации это оптимальное решения для нас, — сказал Тарпищев по телефону. — Теперь дело за международными федерациями. Не думаю, что кто-то выпадет из Олимпиады в силу того, что все нормативные решения были выполнены по федерациям".
Глава Всероссийской федерации художественной гимнастики (ВФХГ) Ирина Винер-Усманова также считает, что МОК принял правильное решение.
"В нашем виде спорта, в гимнастике, думаю, руководство федерации и исполком тоже проведут брифинг и тоже примут правильное решение. Потому что "быстрее, выше, сильнее" — это как раз о гимнастках России. Только что у нас закончился последний перед Рио Кубок мира в Баку, и мы выиграли все золотые медали. И даже больше, чем можно было — Яна Кудрявцева и Рита Мамун стояли на первом месте, в двух видах у России было по две золотых медали. Если такие гимнастки не будут выступать на Олимпиаде, не дай бог, то это будет, конечно, обеднение и спорта, и вообще потрясающего форума молодежи, красоты, силы и самоотдачи", — подчеркнула она.
Легкоатлеты за бортом
"Жаль, конечно, что по легкой атлетике ясности никакой не наступило, потому что мы ждали именно того, что МОК примет хоть какое-то положительное решение в нашу сторону, даст указание федерации в индивидуальном порядке рассмотреть допуск спортсменов, у кого не было никаких проблем с допингом. Жаль, что ничего не прозвучало. Лично у меня последняя надежда умерла. Как все было, так все и осталось", — сказала Исинбаева.
"Никаких заявлений по поводу карьеры я пока делать не буду. Все-таки, наверное, мы в Рио не поедем ровно тогда, когда мы туда не поедем. Потому что, насколько я поняла, надо опять чего-то ждать со стороны IAAF — либо очередного запрета, либо все-таки они рассмотрят дела индивидуальных спортсменов, в том числе и мое. Все скажу попозже, когда будет уже стопроцентная ясность", — добавила она.
По словам спортсменки, у нее не было сомнений в том, что нет оснований дисквалифицировать всю сборную России от участия в Олимпиаде-2016.
"То, что наша сборная едет на Олимпиаду, замечательно. Но, откровенно говоря, у меня в этом не было никаких сомнений, потому что оснований дисквалифицировать всю Российскую Федерацию у МОК не было. Это был бы просто беспрецедентный случай, скандал на весь мир, а это никому не нужно — ни МОК, ни всем заинтересованным лицам", — заявила Исинбаева.
Однако за бортом осталась и Степанова, путевку в Рио которой не одобрил МОК.
"Надежда (что допустят легкоатлетов) была, но все отдали на откуп федерациям. Не думаю, что будут послабления со стороны IAAF. Если бы они были, то были бы раньше. А сейчас принципиальная позиция, — прокомментировал решение глава ВФЛА Дмитрий Шляхтин. — Правильно, что не допустили Степанову. Я поддерживаю это решение".
Что делать людям с небезупречной репутацией?
"Если решение касается исключительно чистых спортсменов, то есть тех, кто никогда не был замешан в каких-то допинговых подозрениях и сейчас не находится под дисквалификацией, то я полагаю, что оно, конечно, идет вопреки Олимпийской хартии и Кодексу WADA. Думаю, обжаловать это, конечно, есть смысл. Если кто-то из спортсменов намерен все-таки добиться справедливости в CAS, выездная панель начнет работать с 27 числа на Олимпийских играх", — сказал юрист.
На вопрос есть ли шансы у тех, кто был замешан, отсудить свое право выступать, он сказал: "Я думаю, да". "С правовой точки зрения шансы есть. Другое дело, что арбитры CAS могут руководствоваться какими-то иными соображениями, не только правовыми, но это уже будет на совести арбитров", — сказал собеседник агентства.
"Что касается легкоатлетов, тут нашим не замешанным в допинге спортсменам, таким как Елена Исинбаева или Сергей Шубенков, возможно, тоже нужно подавать индивидуальные иски в CAS, — добавил он— Надо пытаться что-то сделать, а не сидеть на месте и стенать".
Также он отметил, что двойная ответственность за одно и то же нарушение противоречит олимпийской хартии и кодексу WADA, и рассказал о прецеденте по ранее выигранному в CAS делу.
"Этот вопрос о втором наказании стоял и раньше, когда ранее привлекавшийся или подозревавшийся за нарушение антидопинговых правил спортсмен, который даже отбыл наказание, не допускался на какие-то соревнования только из-за того, что ранее привлекался. Это было предметом рассмотрения дважды в CAS в 2011 году. Во-первых, был мощнейший прецедент, ирония судьбы, это был иск американского олимпийского комитета к МОК по признанию недействительным правила 45 олимпийской хартии", — заметил он.
"Ранее в олимпийскую хартию внесли правило 45, когда прописали, что к участию к следующим Играм не допускаются спортсмены, которые отбыли дисквалификацию. Этот вопрос был вынес на CAS, который постановил, что это правило не соответствует ни кодексу WADA, которому МОК обязан соответствовать, ни олимпийской хартии. Соответственно, CAS обязал МОК это правило исключить. В том же 2011 году было схожее дело, когда подобное же правило отбора было оставлено британским НОК. Тогда WADA обратилось в CAS за оспариванием этого правила. И CAS подтвердил, что это неправильно и не может существовать", — добавил Пацев.
Все новости спорта читайте на сайте агентства "Р-Спорт">>