Отвечает руководитель отдела богословия Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) пастор Михаил Дубровский:
Это утверждение верно лишь отчасти.
Некоторая часть евангельских христиан (причем не только в нашей стране, но и по всему миру) действительно стоит на строгих пацифистских позициях. Но большинство христиан-протестантов служат в армии и не отказываются от принесения присяги. Разница в позициях обусловлена различными богословскими акцентами в вероучении: пацифисты делают акцент на личности человека и его совесть, в то время как другая часть евангельских верующих подчеркивает социальный характер вопроса и, соответственно, социальную ответственность человека веры.
Все христиане (не только протестанты, но и православные, и католики) подчеркивают, что война – это страшное зло, которого нужно избегать всеми доступными средствами. И все христиане сознают, что до тех пор, пока мы живем в этом мире, полностью избежать войн не получится. Более того, Сам Господь предупреждал, что войны будут сопровождать всю историю человечества.
Большая часть евангельских христиан, принимая неизбежность войн, считает, что армия (а соответственно, и военная служба) является необходимым фактором сдерживания. Иными словами, сильная боеспособная армия уменьшает вероятность войны, а случае ее развязывания – минимизирует потери среди мирного населения.
Христиане, которые стоят на позиции строгого пацифизма, подчеркивают два других немаловажных фактора. Во-первых, они делают акцент на том, что солдат или офицер далеко не всегда способен оценить справедливость той или иной войны. Во-вторых, в ходе военных действий человек почти неизбежно переходит границу человечности: ненависть, жестокость – пусть даже по отношению к врагу — отнюдь не являются христианскими добродетелями.
Другими словами, вопрос войны и мира относится к одним из самых сложных богословских и практических вопросов, на который невозможно дать однозначный ответ раз и навсегда.
Например, отказ большинства верующих во времена СССР от принятия военной присяги был вызван не только пацифизмом самих христиан, но и текстом самой присяги, в которой человек должен был дать клятву быть верным делу коммунистической партии. Как мог искренне верующий человек принести такую клятву, если эта самая партия ставила перед собой задачу бескомпромиссной борьбы с верой в Бога и церковью?
При этом евангельские христиане не отказывались от службы как таковой и готовы были выполнять самую сложную, грязную и непрестижную работу, делом демонстрируя свою любовь к стране и народу. Есть немало примеров жертвенного служения тех, кто по убеждениям отказывался брать в руки оружие. Не случайно "неблагонадежных сектантов" с большим удовольствием брали на такие должности, где нужны были дисциплинированные и ответственные люди.
Сегодня, когда государственная политика не направлена на борьбу с верующими и церковью, большинство евангельских верующих несут службу в Вооруженных Силах, есть немало тех, кто выбрал и карьеру профессионального военного.