Сергей Варшавчик, для МИА "Россия сегодня"
Ровно 80 лет назад, 20 июля 1936 года, в швейцарском городе Монтре ряд стран, в том числе и СССР, подписали конвенцию, регулирующую проход военных кораблей в Черное море через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы. Этот статус-кво в регионе сейчас очень не нравится НАТО, и в первую очередь — США.
Избавляясь от наследия Антанты
Инициатором встречи стала Турция, которая добивалась пересмотра прежних условий по проливам, навязанных ей странами Антанты после Первой мировой войны. Впоследствии к декларации присоединились другие страны.
Конвенция Монтре разрешила торговым судам любых стран беспрепятственно проходить через проливы как в мирное, так и военное время. Для боевых же кораблей был установлен иной режим.
Разный статус для разных стран
Важное место в декларации заняло положение, согласно которому у черноморских и нечерноморских государств имеется разный статус военно-морских сил в проливах и в самом Черном море.
Согласно морскому международному закону, флоты этих государств могут находиться в Черном море сколь угодно долгое время. Также им разрешено проводить свои военные корабли любого класса через Босфор и Дарданеллы.
Не более 30 тысяч тонн
Нечерноморские же страны лишены таких привилегий. Через Турцию им разрешено проводить лишь небольшие надводные корабли общим водоизмещением не более 30 тысяч тонн. Причем бороздить воды Черного моря они могут не более трех недель.
Во время войны или в случае угрозы своей национальной безопасности, Турция имеет право запрещать проход через проливы боевым кораблям любой страны.
Что касается невоенного флота, то, согласно конвенции, не разрешается препятствовать плаванию судов нейтральных стран.
Особенности турецкой политики
С другой стороны, подписанный документ хоть и является законом, но не всегда исполняется сторонами. Та же Турция в начале Первой мировой войны, будучи формально нейтральной страной, пропустила в Черное море германские крейсера "Гебен" и "Бреслау", тут же напавшие на русский флот и прибрежные порты.
Похожим образом эта страна повела себя и во время Второй мировой войны, когда Черное море наводнили немецкие и итальянские корабли, вступившие в схватку с советскими крейсерами, эсминцами, торпедными катерами и тральщиками.
В 1952 году, когда бывшая Османская империя стала одним из членов НАТО, режим черноморских проливов также толковался Турцией весьма вольно — в зависимости от желания старшего партнера по альянсу. В ХХ веке с "визитами вежливости" Босфор и Дарданеллы не раз посещали крупные соединения американских кораблей.
Таран американских кораблей
Советский флот не оставался безучастным к столь наглым действиям потенциального противника. Когда в следующий раз, 12 февраля 1988 года, оба американских корабля вновь вошли в территориальные воды Советского Союза и после предупреждения отказались их покидать, два сторожевых корабля Черноморского флота "Беззаветный" и "СКР-6" протаранили "Йорктаун" и "Кэрон".
На "Йорктауне" возник пожар, а команда начала готовить для атаки палубные вертолеты. Над кораблем появились два советских Ми-24, и американцев уведомили, что взлетевшие вертолеты будут немедленно сбиты. Покореженные крейсер и эсминец покинули негостеприимные воды Черного моря, несолоно хлебавши.
Непрошеные визитеры
Казалось бы, холодная война ушла в прошлое, однако недавний новый виток противостояния Запада и России повлек за собой возросшую активность заморских визитеров в акватории Черного моря.
Одним из таких "завсегдатаев" стал американский эсминец "Дональд Кук", оснащенный крылатыми ракетами "Томагавк", способными поражать цели на расстоянии до 2,5 тысячи километров. Корабль дважды побывал в 2014 году на Черном море. Сначала поучаствовал в совместных учениях с румынским флотом, а затем побывал в портах Румынии, Болгарии и Украины.
Визиты, конечно, не были случайными. После того, как Крым перешел под юрисдикцию России, Североатлантический альянс предложил черноморским странам создать на Черном море постоянный флот НАТО, в обход конвенции Монтре.
Однако проект пока не состоялся — Болгария категорически отказалась участвовать в нем.
Исторические друзья и враги
Болгарский премьер-министр Бойко Борисов объяснил это нежеланием своих матросов служить вместе с Турцией и Румынией. Объяснить такой демарш нетрудно. Исторически Болгария менее всех боится России, а вот находиться ее морякам под руководством турок, у которых из всех черноморских государств наиболее мощные ВМС, как минимум неприятно.
Да и опасно. Вдруг президент Турции отдаст приказ сбить еще один русский самолет и втравит в войну против России не только свою страну, но и Болгарию?
Заявил же Реджеп Тайип Эрдоган о том, что нельзя допустить, чтобы Черное море превратилось в "российское озеро".
Россия в ответ предостерегла НАТО от превращения Черного моря в "натовское озеро", предупредив, что ее весьма беспокоят внерегиональные силы в виде кораблей США, которые стали там слишком часто появляться.
Мишени в виде кораблей
Однако ожидать, что НАТО прекратит свои вылазки, не приходится. Напротив, ценность акватории Черного моря явно выросла в глазах руководства Североатлантического альянса.
При этом все стороны прекрасно понимают, что на обмен ядерными ударами никто не решится, а обычное боевое столкновение флотов приведет к быстрой гибели моряков НАТО, которые станут лишь мишенью. И чем крупнее будет корабль, тем быстрее он попадет в перекрестье прицела.
Ведь акватория Черного моря насквозь простреливается как российскими надводными ракетоносцами, так и субмаринами. Несмотря на то, что по количеству надводных кораблей наш флот уступает натовскому, у России есть преимущество в авиации, активно модернизируются подводные лодки.
Россия как образ врага
Черноморский флот провел ряд маневров, чтобы показать иностранцам, что российские моряки держат — в случае чего — порох сухим. Недавние учения фрегата "Адмирал Григорович", который отработал навыки нанесения ракетного удара в морском бою, совместно с фронтовыми бомбардировщиками Су-24, прикрывавшими корабль, совпали с окончанием брюссельского саммита в формате Россия-НАТО.
На встрече стороны обменялись заявлениями, в том числе и по поводу милитаризации Черного моря. Представители РФ довели до сведения своих западных коллег, что Россия не представляет угрозы для соседей, что действия НАТО непродуктивны, а из нашей страны вновь, как во времена холодной войны, лепится образ врага.
Тем не менее, западный военный альянс не оставляет попыток сколотить на этом направлении боеспособный флот. На это указывают июльские учения Breeze-16 в территориальных водах Болгарии, в которых приняли участие 25 военных кораблей ряда стран, в том числе и США.