СТАМБУЛ, 17 июл – РИА Новости. Прошедшая ночь в Турции показала, что большинство граждан страны сделали выбор в пользу действующей власти и против военных, попытавшихся устроить переворот. Вышедшие на улицы Стамбула демонстранты в один голос заявляют, что попытка заговорщиков сместить президента Тайипа Эрдогана была равносильна самоубийству.
"Вы не думайте, что я люблю Эрдогана всем сердцем. У него много ошибок. Как он поступил с русским самолетом — это большая его ошибка", — рассказывает корреспонденту РИА Новости житель Стамбула Орхан, когда мы идем по мосту в сторону площади Таксим. "Но он ли давал приказ сбивать? А не эти ли военные, которые устроили переворот?" – добавил он.
Орхан машет флагом и равнодушно смотрит на влюбленную парочку. Парочка тоже равнодушно смотрит на него и на меня. Мы для них не существуем. У них свой мир. Им не до нас.
На улицах Стамбула снуют машины, переполненные эмоциональными сторонниками президента. Площади заполняются людьми. У каждого второго флаг — либо на руках, либо на всю ширь спины. Молодежь несет и большие полотнища, при этом скандируя "Эрдоган, Эрдоган!". Флаги развеваются на зданиях, на том же мосту, через который мы спешим на площадь.
С гулом проносится вереница мотоциклистов, до мелочей похожих на наших "Ночных волков": те же марки гудящей чудо-техники, те же бороды. Только у турецких ребят нет крутых кожанок и острых сапог — они одеты вполне обычно. Немало мотоциклистов, за спинами которых преданно сидят их девушки, одной рукой обнимая любимого, а другой размахивая флагом Турции.
По ходу следования замечаю, что у башни Галата на скамейках мирно спят несколько человек. "Пусть отдыхают, не мешайте им. У них крова над головой нет. Видимо, беженцы", — говорит мне прохожий.
Идем по улице Истикляль. Очень много открытых магазинчиков и кафе. Хозяева не успевают обслуживать клиентов. На пути к площади, считают сторонники президента, нужно основательно подкрепиться.
Когда на Истикляле появляется вереница мопедов, за рулем которых сидят юнцы, обвешанных флагами родины, продавцы ювелирных изделий тут же закрывают свои лавки. От греха подальше. Когда вереница устремляется к Таксиму, торговцы вновь открывают магазинчики. А когда будущие турецкие "Ночные волки" возвращаются, лавки опять закрыты. И так по нескольку раз за какие-то полчаса.
Очень бойко идет торговля мороженым и прохладительными напитками. Жара и духота стараются обнять большой город и его жителей. А они прогоняют их большими рожками мороженых и вбивая в ночную духоту пластиковыми бутылками снарядов холодной воды и айрана. Повсюду возгласы "за Эрдогана", и везде идет оживленная торговля.
На Таксиме тем временем собираются тысячи, а то и десятки тысяч человек. Особо рьяные влезают на памятник. Особо преданные властям — на столбы и, удерживаясь там невероятным образом, успевают делать селфи.
Сквозь толпу медленно пробивается двухэтажный автобус. Из чрева его громко доносится турецкая музыка. Песня в честь Эрдогана. Молодежь пытается штурмом взять автобус, и кое-кому удается попасть на крышу. Но появившиеся из автобуса крепкие ребята просят незваных гостей покинуть площадку. Мол, танцуйте внизу, не мешайте работать. И те покорно спускаются.
"Зря они это затеяли с переворотом. Неужели не знали, что мы с ним (Эрдоганом)?" "Это самоубийцы" "Совсем мозгов нет?" "Бывает, что погоны есть, а мозгов нет". Двое мужчин ведут беседу, и чтобы ни говорил один из них, второй тут же соглашается. Я подумал, если б один из них сказал, что сейчас на небе над Стамбулом появится вторая Луна, второй только одобрительно кивнул бы, и оба стали бы смотреть вверх в ожидании еще одной Луны.
Одну и ту же песню крутят раз десять подряд. Этого требует народ. Ему сегодня хочется петь о своем лидере — Эрдогане. Начавшееся с политическим оттенком турецкое народное вече превращается в массовые гуляния с песнями и танцами.
Мое внимание привлекают трое ребят. Один в футболке клуба "Фенербахче", другой — "Бешикташа", третий вообще за "Галатасарай". То есть, братание непримиримых врагов-фанатов. Они тоже распевают песни. "Дааа, если уж эти обнимаются, можно сказать, нам никакой душман не страшен. В другое время они б запросто набили друг другу физиономии. Сколько живу, а такого не видел", — удаленно кивает на эту троицу пожилой мужчина.
Постепенно люди начинают расходиться. А спустя полчаса, как по команде, вновь наводняют Таксим. Мотоциклисты ездят беспрестанно. По обочинам дорог смачно зевают и чаевничают усталые таксисты. Клиентов на эту ночь нет. Зато хозяева кафе еле успевают наливать чай и кофе посетителям и раздавать им пароли от wi-fi, чтобы те смогли побыстрее все увиденное и отснятое выложить в соцсети.
По пути в отель вижу, как влюбленная парочка все еще стоит на мосту и смотрит на небо. Они вновь никого не замечают. Совсем рядом закидывает свою удочку утренний рыбак. Идут усталые прохожие. Стамбул начинают убирать от мусора.
В пятницу вечером руководство Турции объявило о попытке военного переворота в стране. Со своей стороны военные заявили о переходе власти в их руки. Утром в субботу мятежные военные начали сдаваться. Власти Турции заявили, что попытка путча провалилась. Турецкие правоохранители уже арестовали почти 3 тысячи человек, среди них военные чины высшего и среднего звена. В результате попытки госпереворота погибли, по последним данным, 265 человек, в том числе 104 мятежника.