Странный путч
Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, эксперт РСМД (Российский совет по международным делам) Виктор Надеин-Раевский указывает на очевидные упущения в организации попытки переворота.
На другой аспект, выделяющий нынешний путч из череды предыдущих, указывает эксперт РСМД Юлия Кудряшова. Ранее власти Турции объявили в причастности к перевороту не только "традиционных" организаторов, представителей армии, но и сторонников оппозиционного исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена.
"Но есть один момент: опираться на Гюлена – это получается менять одного исламиста на другого. И получается, что если действительно военные пользовались поддержкой Гюлена в рамках госпереворота — это говорит об отсутствии у турецкой армии внутри страны вообще каких-либо внутренних ресурсов и альтернатив для того, чтобы опереться на собственные силы и сменить действующую власть на более светскую", — сказала эксперт.
По ее словам это действительно говорит о том, что политика Эрдогана, направленная на то, чтобы сделать армию разрозненной, обезглавленной, чтобы у нее не было никаких внутренних ресурсов для того, чтобы осуществить госпереворот и отстранить его от власти, достигла цели.
Военные испугались национального раскола
С тем, что основной причиной провала путча стал раскол внутри турецкой армии согласен и старший преподаватель кафедры общей политологии Высшей школы экономики (ВШЭ) Леонид Исаев.
По его словам трудно понять, каким образом переворот организовывался и как долго планировался, кто был вовлечен в этот процесс.
"Но неоднозначность необходимости переворота здесь и сейчас внутри военного лагеря — это налицо, и это мы видим. И здесь только остается догадываться, почему так произошло, почему остальные не поддержали. Мне кажется, здесь еще был страх того, что страна может скатиться к гражданскому конфликту. Ведь, как никак, Эрдогана и "Партию справедливости и развития" поддерживает население, в том числе в крупных городах — Анкаре и Стамбуле. Это означало, что в случае свержения или бегства Эрдоган мог обратиться к своему электорату за поддержкой, и здесь был бы риск уже большей крови, и цена выхода из этого конфликта могла бы оказаться слишком высокой", — уверен Исаев.
К чему приведет усиление Эрдогана
По мнению Надеин-Раевского, позиции Эрдогана после нынешнего провалившегося путча "конечно усилятся". При этом президент уже предпринял шаги, чтобы и на международной арене улучшить свои позиции. "Тут и замирение с Израилем, и извинения перед РФ – это все звенья одной цепи. Он пытается улучшить отношения и по всему периметру турецкой границы, и в рамках международного общения", — сказал эксперт.
"Другое дело, что Эрдоган и так уже создал довольно авторитарный режим, и проводил еще с начала 2000-х годов достаточно жесткую политику в отношении военных. Количество посаженных им офицеров исчисляется сотнями. И сейчас в сложной ситуации, в которой оказалась Турция, где у страны мало того, что внешнеполитических союзников не так-то много, но и у Эрдогана внутри Турции союзников тоже не очень-то много, в этой связи Эрдогану следовало бы быть очень аккуратным с точки зрения применения репрессивных мер к военным", — сказал Исаев.
"Конечно он жестко обойдется с путчистами, но для сохранения стабильности ему важно все-таки попытаться сохранять спокойствие и не уходить с головой в авторитаризм", — добавил эксперт.
Подробности о попытке военного перевороте в Турции читайте в онлайн-репортаже РИА-Новости>>