Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Все спорят со всеми
Речь о давнем и вялотекущем споре насчет исключительных экономических зон в водах Южно-Китайского моря. Спорят Китай и Вьетнам, Китай и Филиппины, Китай и Малайзия, другие страны. Ситуацию осложняет ситуацию еще и Тайвань, который тоже ведь Китай во многих смыслах.
Экономические зоны зависят от того, кто владеет островами и архипелагами, которых в этом море множество. Кроме островов, есть еще скалы и отмели, и здесь тоже масса геологическо-юридических тонкостей — частью какого острова или материка считать камень или отмель, с чем он под водой соединяется.
Зачем делить море? Это, в частности, вопрос того, чья в нем рыба и чьи запасы нефти и газа на дне.
Но в нашем случае спор идет вовсе не о нефти, а прежде всего о том, как создать для Китая стратегически невыносимую ситуацию в регионе, который он традиционно считает ключевым для своего развития. Граничащий с Россией Север Китай считает своим глубоким тылом. Это нация, обращенная во всех смыслах на юг. Вот с южными соседями его и надо поссорить.
То, что в эпоху после Второй мировой Азия вступила с картами, где одни и те же острова или скалы каждая страна считает своими — это нормально. Но не столь нормально, когда внешние силы (по сути, США) нашли в этой разнице карт удобный способ провоцировать конфликты между Китаем и его соседями, чтобы не допустить превращение Китая во всех смыслах в первую мировую державу. Делается это в открытую, и никаким секретом не является: странам, спорящим с Китаем, предлагается всяческая поддержка.
Если вам покажется, что это неправильно, представьте, что было бы, если бы он этого не сделал. Пекин просто выбирает лучший из худших вариантов поведения, а иных ему не оставляют.
История с арбитражем Третейского суда в Гааге — лишь частность этой борьбы. Но примечательная. В Гаагу в январе 2013 года обратились Филиппины (по поводу отмелей Чжунша, или Скарборо). В следующем же месяце Китай заявил, что участвовать в этом процессе не будет.
Кто и что выиграл
Нетрудно увидеть, что Третейский суд занялся не столько своим прямым делом — решением споров, сколько чистой пропагандой.
Этим он себя фактически уничтожает, поскольку теперь понятно, что он и дальше будет соглашаться на психологическо-пропагандистские акции в противостоянии Запада и "Незапада". В итоге международной юстиции все равно, что нет, страны могут о чем-то договариваться разве что в двустороннем порядке.
Китай давно и тщательно отыграл эту ситуацию в пропагандистском плане. В последние месяцы китайские СМИ только и комментируют конфликт в Южно-Китайском море, примерно как в США обсуждают ситуацию вокруг Дональда Трампа, то есть материалов как минимум по пять-шесть в каждом выпуске каждый день.
Причем участвуют в этом далеко не только китайцы, а еще дети прочих народов, видные юристы. Они напоминают очевидное: Конвенция ООН по морскому праву, статья 298, исключает арбитраж по вопросам суверенитета без согласия обеих сторон выполнять такое решение.
Россия на официальном уровне старательно не становится ни на чью сторону в спорах о море, в которых участвуют несколько ее друзей и партнеров в Азии. Точно так же, как Китай официально нейтрален в ситуациях вокруг Украины и Крыма. Но выводы свои из ситуации мы делаем, в том числе о том, стоит ли ожидать чего-то, кроме пропагандистских акций, от каких угодно международных арбитражей и трибуналов.
Но мы забыли второго участника истории с Гаагой — Филиппины, которые вроде как выиграли. Выиграли что? Пустоту. Более того, история еще интереснее. Подавало заранее обреченный иск в Гаагу правительство прежнего президента, Бенигно Акино, мягко говоря, проамериканское. А получило сегодняшний "выигрыш" совсем другое правительство, президента Родриго Дутерте, "филиппинского Дональда Трампа".
Рекомендую гневный материал в манильской газете Philippine Daily Inquirer насчет того, как реагирует на эту "победу" только что назначенный министр иностранных дел Перфекто Ясай. Министр говорит очевидное: напоминает, что арбитраж не полномочен решить вопрос суверенитета, поэтому остается вести переговоры с Китаем. (А зачем тогда подавали иск?).