МОСКВА, 12 июл — РИА Новости. Выставка "Русские святые" откроется в пятницу в московском центральном выставочном зале "Манеж" и представит широкой публике 308 икон конца XVI — начала XX веков, в том числе, местночтимых, из собрания коллекционера Феликса Комарова, сообщили журналистам организаторы экспозиции на пресс-конференции в Москве.
"Икона — это не только часть православия, но и художественное произведение. Все течения, которые потом появились в живописи, включая даже такие, как модернизм, абстракционизм, — это все в некоторых иконах уже было века назад. Иконопись — предтеча живописи", — сказал коллекционер икон Феликс Комаров.
По его словам, он собирает иконы уже 43 года. Около двухсот из них он приобрел на международных аукционах, в частных коллекциях и вернул в Россию. В числе регионов, где коллекционер отыскивал образы — Европа, Дальний Восток. Комаров подчеркнул, что после покупки иконы тщательно проверялись на происхождение – не украдены ли они, не находятся ли в розыске.
"Я сейчас занимаюсь бизнесом, а начал я собирать иконы, будучи простым инженером и совсем не обеспеченным материально человеком. Многие иконы я брал в кредит. За одну икону я выплачивал деньги восемь лет", — рассказал коллекционер.
Он добавил, что сейчас его коллекция насчитывает более 1000 икон, которые, к сожалению, пока лишь время от времени доступны широкой публике. В планах Комарова — открытие "храма икон", который станет компромиссом между музейным сообществом и Русской православной церковью, так как будет доступен не только всем желающим, но и для богослужений.
Куратор выставки Ирина Бусева-Давыдова пояснила, что задача выставки — "помочь современным зрителям соприкоснуться с русской святостью".
В свою очередь, ведущий редактор Церковно-научного центра "Православная энциклопедия" Елена Романенко заметила, что иконы — это не только предмет культа, но и источник информации, "потому что при всей своей условности они всегда портретны". "Главный мотив в создании иконы — запечатлеть на века лик любимого святого, поэтому в монастырях всегда очень внимательно относились к сохранению облика основателя монастыря с помощью рисунков, описаний в житиях", — отметила Романенко.