Американское издание Washington Free Beacon сообщило ранее, что РФ под прикрытием строительства станции ГЛОНАСС в Никарагуа якобы строит там центр разведывательной информации. В Москве подобные сообщения расценивают как "ненаучную фантастику" и попытку "подправить" настроение общества перед намеченными на ноябрь президентскими выборами. Как рассказал в интервью РИА Новости директор латиноамериканского департамента МИД РФ Александр Щетинин, Москва не заинтересована в нарушении военного баланса сил в Латинской Америке, потому что ценит этот регион как континент стабильности и мира. Именно поэтому Россия ведет там ответственную политику, развивая взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами. Несмотря на публикации в американских СМИ о якобы подстегиваемой РФ гонке вооружений в Центральной Америке, речь об этом не идет и идти не может.
— Прошло два года после введения санкций ЕС против Москвы и ответных мер РФ. Как вы оцениваете, насколько эффективно латиноамериканские партнеры смогли воспользоваться возможностями? Существенно ли возросли объемы сельхозпродукции?
— Хотел бы задать вам встречный вопрос: насколько смогли эффективно воспользоваться возможностями отечественные производители? Думаю, что мы должны заботиться прежде всего о них. С удовлетворением отмечаем расширение объемов и ассортимента отечественных товаров на торговых прилавках.
Конечно, латиноамериканские страны тоже проявляют стремление к большему присутствию своей сельскохозяйственной и продовольственной продукции на российском рынке. Мы поощряем такое взаимодействие в той мере, в какой это не противоречит интересам отечественных аграриев. Способствуем налаживанию связей партнеров из Латинской Америки с Россельхознадзором, а также с нашими компаниями оптовой и розничной торговли.
В свою очередь латиноамериканцы должны решать вопросы соответствия их продукции нашим фитосанитарным нормам. При этом кто-то из партнеров больше зависим от рыночной конъюнктуры и курсового соотношения национальных валют. В целом обычная рыночная ситуация.
Есть традиционные партнеры, с которыми мы тесно взаимодействуем — Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай, Колумбия. На рынок выходят и производители из других стран. У нас нет никаких политических предпочтений, главное, чтобы сельхозпроизводители соответствовали тем требованиям, которые выдвигает покупатель.
Есть и другой аспект, который активно обсуждался в ходе ПМЭФ-2016. Мы предлагаем латиноамериканцам идти путем не столько традиционных торговых операций, сколько развития инвестиционного и технологического сотрудничества в агроиндустрии. И нам, и нашим партнерам из Латинской Америки есть, что предложить. Наиболее оптимальным будет путь создания совместных предприятий и производств как в нашей стране, так и у них. Работа в этом направлении уже ведется.
— Как развивается сотрудничество между РФ и центральноамериканскими странами в ВТС, в частности с Никарагуа? Идут ли сейчас какие-то предметные переговоры по возможным будущим контрактам?
— Вопросы российско-никарагуанского сотрудничества вызывают пристальное внимание СМИ. Зачастую в них ищут некую сенсационность, даже там, где ее нет и в помине.
Этим отличаются в первую очередь американские партнеры: и масс-медиа, и отдельные политики, весьма ревниво относящиеся к развитию наших связей с государствами Латинской Америки.
Россия проводит в Латинской Америке ответственную политику, нацеленную на поддержание добрых, конструктивных связей и взаимовыгодного сотрудничества со всеми государствами региона. Мы ценим Латинскую Америку как континент мира и стабильности, не в наших интересах эту стабильность и существующий там баланс сил, в том числе военный, нарушать.
Применительно к Центральной Америке добавлю, что мы подали заявку на получение статуса внерегионального наблюдателя при субрегиональной структуре — Центральноамериканской интеграционной системе (ЦАИС). Это отражение нашего стремления к развитию диалога и сотрудничества со всеми входящими в нее государствами.
Приведу примеры. Весь субрегион — кто в одностороннем порядке, а большинство на основе межправительственных соглашений — установил с Россией режим безвизовых поездок граждан. Во взаимодействии с генсекретариатом ЦАИС мы содействуем повышению квалификации сотрудников местных правоохранительных органов в борьбе с наркобизнесом. Строим там завод для производства вакцин также для нужд всей Центральной Америки.
Так что опасения, что наше сотрудничество с одной из стран направлено против другой, не имеют под собой никаких реальных оснований. Если вопросы возникают, мы их проясняем в прямом и откровенном диалоге, причем этот диалог показывает, что информация о том, что та или иная страна проявляет некую повышенную нервозность в отношении нашего взаимодействия с другими государствами региона, носит явно преувеличенный характер.
Примечательно, что вбросы о якобы российской угрозе в Центральной Америке появляются, как правило, извне региона и в преддверии важных для него событий. Так и в этом случае муссирование слухов предпринято в преддверии намеченных в Никарагуа на начало ноября президентских выборов. Видимо, кому-то очень захотелось "подправить" настроения никарагуанцев перед голосованием — дескать, правительство отвлекает государственные ресурсы от решения задач социально-экономического развития (что не соответствует действительности), а заодно и отношение других центральноамериканцев к правительству Даниэля Ортеги.
— В американских изданиях ранее были опубликованы сообщения о том, что Россия якобы под прикрытием строительства в Никарагуа станции ГЛОНАСС строит там центр разведывательной информации. Как вы можете прокомментировать эти сообщения?
— Наше сотрудничество с Никарагуа по ГЛОНАСС осуществляется транспарентно — на основе межправсоглашения 2012 года о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Никаких подводных камней в виде некоего "центра разведывательной информации" здесь нет. А поскольку их стали изобретать, хотел бы повторить нашу оценку на этот счет: трудно комментировать ненаучную фантастику.
— Ранее посол Никарагуа в РФ сообщал, что власти страны заинтересованы в покупке российских танков Т-72, причем Центр анализа мировой торговли оружием подтверждал планы реализации контракта на поставку 50 российских модернизированных танков в Никарагуа. Обеспокоенность этой информацией высказала Коста-Рика, намекнув, что после поставок танков в регионе может начаться гонка вооружений. Разделяет ли Москва подобные опасения и каким образом РФ строит свое взаимодействие с соседними странами, чтобы не допустить нагнетания обстановки?
— Баланс сил в Центральной Америке никто менять не собирается, потому что ничьим интересам это не отвечает, тем более нашим. В самом факте военно-технических связей нет ничего экстраординарного, в том числе для центральноамериканского региона, разумеется, при условии соблюдения международных обязательств сторон и глобальной и региональной стабильности. Их объемы и номенклатура определяются решаемыми конкретной страной задачами, например в сфере противодействия наркобизнесу. Советую проанализировать доклады авторитетного международного источника — Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ), согласно которым военные расходы Никарагуа в постоянных или текущих ценах в долларах США меньше, чем у большинства соседей по региону. В процентах к ВВП — менее 1%, что тоже сопоставимо с другими центральноамериканцами.
Так что могу с полным основанием сказать: ни о какой подстегиваемой Россией гонке вооружений в Центральной Америке речь не идет. Баланс сил в регионе изменен не будет. Это отвечает общим интересам — и России, и Никарагуа.
Кстати, с Коста-Рикой мы ведем конкретный, деловой разговор, который основан на уважении и понимании позиций друг друга.
— В прошлом году РФ и Аргентина подписали меморандум о взаимопонимании в сооружении атомной электростанции, сейчас стороны ведут подготовку финального контракта на строительство АЭС. Как вы оцениваете перспективы подписания его в текущем году?
— Мы не комментируем ход коммерческих переговоров и обсуждение параметров возможных соглашений. Могу лишь подчеркнуть, что мы ведем конструктивное взаимодействие с новой администрацией Аргентины по широкому кругу вопросов, включая политическое, торгово-экономическое, культурное, инвестиционное сотрудничество. Наши президенты Владимир Путин и Маурисио Макри находятся в прямом контакте между собой, партнерский характер отношений был подтвержден по итогам апрельского визита министра иностранных дел и культа Аргентины в Москву. Сотрудничество в области высоких технологий — среди наших приоритетов, и мы намерены дальше работать в этом направлении, поскольку это сфера взаимных интересов.
— После отстранения на 180 дней от власти президента Бразилии Дилмы Руссефф этот пост временно занял Мишел Темер. Как идет взаимодействие РФ с новыми властями в Бразилии? Насколько серьезно повлиял внутриполитический кризис в Бразилии на двустороннее взаимодействие между нашими странами?
— Бразилия — наш важный и традиционный партнер в ООН, в Латинской Америке, в "Группе двадцати", в БРИКС. Ценим ее взвешенный подход к международным делам — в глобальной политике и в делах латиноамериканского региона. Ее политический и экономический вес в мире носит неконъюнктурный характер.
Повлиял ли нынешний внутриполитический кризис в Бразилии на наше двустороннее взаимодействие? Если да, то ровно в той сфере, в какой он повлиял вообще на внешнеполитическое позиционирование и внешнеэкономическую активность Бразилии в целом. Мы искренне желаем Бразилии скорейшего преодоления этого непростого периода. Наш интерес — это сильная, влиятельная, политически и экономически устойчивая и дружественная России Бразилия.
— Помощник генсека ООН заявил, что угроза террористических актов в Бразилии во время Олимпийских и Паралимпийских игр остается высокой. Как в Москве оценивают уровень безопасности в стране?
— Мы искренне желаем, чтобы Олимпийские и Паралимпийские Игры в Рио-де-Жанейро стали праздником спорта, мира и дружбы. Знаем, что бразильские организаторы активно работают над осуществлением всех необходимых мер, в том числе и в плане обеспечения безопасности спортсменов и гостей Игр. Установлено и соответствующее для таких мероприятий международное взаимодействие.
Вряд ли нужно нагнетать напряженность вокруг Олимпиады. Могу заверить, что в том, что касается министерства иностранных дел Российской Федерации, во взаимодействии с нашими коллегами и партнерами в других российских ведомствах будет сделано все, что необходимо для безопасного пребывания в Рио российской делегации — и спортсменов, и болельщиков.
— Оппозиция в Венесуэле не оставляет попыток отстранить от власти действующего президента Николаса Мадуро. Все это проходит на фоне очевидного ухудшения экономической ситуации в стране. Как в Москве оценивают развитие ситуации в Венесуэле?
— Мы внимательно следим за тем, что происходит в дружественной Венесуэле, находимся в постоянном контакте с властями этой страны. Исходим из того, что разрешение существенного кризиса там должно быть найдено в рамках конституционных процедур самими венесуэльцами без какого-либо деструктивного вмешательства извне.
Считаем важным, чтобы различные ответственные политические силы в Венесуэле находили между собой общий язык и взаимопонимание в первую очередь в интересах обеспечения социально-экономического развития страны. Поэтому поддерживаем посреднические усилия, которые предпринимает в этих целях группа видных международных политиков, среди которых бывший председатель правительства Испании, экс-президенты Доминиканской Республики и Панамы, при поддержке генсекретаря УНАСУР.
К сожалению, видим мы также попытки поощрить извне оппозицию, задействуя для этого механизм региональной организации. Вряд ли это тот путь, которые способен привести к результату. Он лишь будет нагнетать обстановку и способствовать расколу общества, поскольку не ставит во главу угла достижение национального согласия в стране.
Мы считаем, что основное поле работы — это экономика. С учетом этого и тех связей, которые наработаны в последние годы между нашими странами, мы готовы активно сотрудничать в этой сфере.
— А РФ готова, если потребуется, помогать венесуэльской экономике напрямую, например кредиты предоставить?
— Главное сейчас — содействие стабильному функционированию экономики страны. С учетом нашего взаимодействия, в том числе в нефтегазовой отрасли, но не только, мы работаем над созданием экономических условий, которые помогли бы венесуэльским коллегам выйти из этой кризисной ситуации. Венесуэльская экономика очень связана с конъюнктурой на мировом нефтяном рынке, поэтому важно, чтобы эта отрасль работала четко и стабильно и приносила доходы, которые позволили бы наполнять государственный бюджет и осуществлять социальные и экономические программы.
Но сотрудничество идет не только в сфере углеводородов. Это и поощрение диверсификации экономики, которую мы считаем важным направлением в выходе страны из экономического кризиса.