Сергей Варшавчик, для МИА "Россия сегодня"
Блицкриг забуксовал
Блицкриг буксовал. Согласно плану "Барбаросса", немецким войскам необходимо было быстро выйти к Москве. А для этого, в свою очередь, требовалось захватить Ленинград и его главную военно-морскую базу — Кронштадт, чтобы надежно обеспечить левый фланг наступающих германских войск.
Несмотря на успехи 4-й танковой группы под командованием генерала Эриха Гёпнера, которая с начала войны была тараном группы армии "Север" при наступлении в Прибалтике, к середине июля 1941 года ей требовалась помощь со стороны коллег из группы армий "Центр".
3-я танковая группа генерала Германа Гота, должна была после захвата Смоленска повернуть на север и ударить во фланг и тыл советского Северо-Западного фронта. Но замысел не удался — танкисты Гота натолкнулись на крепкую оборону восточнее Смоленска.
Остановка на месяц
Немецким танкистам ничего не оставалось делать, как прорываться обратно, на запад. Помощь боеприпасами и продовольствием им оказывалась лишь по воздуху. После тяжелых боев вышедшие из окружения солдаты и офицеры врага были отправлены в тыл на переформирование. 16 июля город Сольцы был занят советскими войсками.
Более чем на месяц затормозилось наступление вермахта и севернее Сольца — немецкие части завязли в ожесточенных боях на Лужском оборонительном рубеже. Он проходил к юго-западу от Ленинграда, протянувшись на 300 километров — от побережья севернее Нарвы до Шимска, где граничил с озером Ильмень. В центре укреплений находился город Луга, давший название оборонительным позициям советских войск.
Финны не помогли
Сильно отставал и левый фланг группы армий "Север" — 18-я армию сдерживали советские части в Эстонии, действия которых поддерживал Балтийский флот. Была у немцев небольшая надежда на действия финской армии, которая начала 10 июля наступление и вскоре достигла старой государственной границы.
Немецким войскам необходимо было взять 1263 полевых укреплений и разминировать более 20 тысяч мин. И за каждое взятое укрепление немцы платили собственной кровью. Настоящая "дорога смерти", как прозвали этот путь германские танкисты.
Продолжать наступление на Ленинград!
Впрочем, это был лишь первый раунд схватки. Обе стороны готовились к решающим сражениям. Немецкая подтягивала резервы, советская укрепляла позиции. Второй пояс обороны возводился по линии Петергоф — Красногвардейск — Колпино, третий проходил по окраинам Ленинграда.
Рубежи строили трудоспособные ленинградцы и инженерные части Северного фронта. Саперы занимались в основном минированием подступов к позициям и возведением препятствий.
21 июля 1941 года Гитлер прилетел в ставку командующего группой армий "Север" фельдмаршала фон Лееба, чтобы лично разобраться с остановкой войск на Лужском рубеже. 30 июля 1941 года фюрер издал директиву № 34, в которой, отдав приказ о переходе к обороне войскам группы армий "Центр", потребовал продолжать наступление на Ленинград.
Стереть с лица земли столицы СССР
Победа на этом направлении давала возможность нацистам не только захватить Балтийский флот и установить полный контроль над северо-западом Советского Союза, но и нанести противнику мощнейший политический и психологический удар, взяв колыбель трех революций.
К 8 августа 1941 года немцы произвели перегруппировку сил, подтянув пехотные части и возобновили наступление. Оставив минимум сил в центре, напротив Луги, они сосредоточили свои усилия на флангах — на севере, под Кингисеппом и южнее, под Шимском.
Контрудары Красной Армии
Немецкие атаки натолкнулись на ожесточенное сопротивление защитников советских позиций. В штабных документах 6-й танковой дивизии было отмечено, что панцерваффе "противостояли войска, составленные отчасти из ленинградских гражданских лиц, которые компенсировали недостаточную обученность еще большим ожесточением".
Несмотря на большие потери, 11 августа 1941 года германские войска попробовали наступать еще раз, и на этот раз им сопутствовала удача. Лужский рубеж был прорван в районе Кингисеппа и Новгорода. Однако темпы наступления упали — если раньше немцы стремительно продвигались, то теперь буквально прогрызали оборону.
Части Красной Армии ожесточенно отбивались. 12 августа 34-я армия генерала Кузьмы Качанова нанесла контрудар в направлении Старой Руссы, продвинувшись на 40 километров вглубь немецкой обороны. В тот же день перешла в наступление и 27-я армия генерала Николая Берзарина, которой почти удалось дойти до города Холма.
Жуков вместо Ворошилова
Контрудар замедлил темп немецкого наступления, но не смог его остановить. Части группы армий "Север" продолжали теснить советские войска. 15 августа нацисты захватили Новгород, а 8 сентября пал Шлиссельбург, город-ключ, находившийся восточнее Ленинграда, на берегу Ладожского озера.
Его жители немедленно ощутили на себе всю тяжесть происходящего: с 4 сентября немцы начали вести артиллерийский обстрел жилых кварталов. Сталин решил срочно поменять руководителя обороны Ленинграда. Вместо маршала Клима Ворошилова был назначен генерал Георгий Жуков, который немедленно вылетел к месту назначения.
Последний шанс фон Лееба
К началу сентября 1941 года Гитлер, заявивший в начале войны, что немецкие войска будут через три недели в Ленинграде, понял, что надо сосредоточиться на главной цели операции "Барбаросса" — наступлении на Москву. Для этого необходимо было создать мощный кулак сразу из трех танковых групп: 2-я и 3-я — от группы армий "Центр" и части сил 4-й — от группы армий "Север".
Начало операции "Тайфун" намечалось на конец сентября 1941 года. Иными словами, у фон Лееба было в распоряжении пара недель, чтобы попытаться танковым клином проломить оборону ленинградцев и штурмом овладеть городом по кратчайшему пути. Завязались невероятно кровопролитные и упорные бои.
17 сентября немецкие части вышли к Финскому заливу, отрезав 8-ю советскую армию от Ленинграда в районе Ораниенбаума, где образовался небольшой плацдарм. 18 сентября был захвачен Пушкин. Но дальше враг не продвинулся: его остановили во многих местах, в частности, у подножия Пулковских высот, с высоты которых просматривался город.
Провал блицкрига
25 сентября 1941 года фон Лееб проинформировал командование сухопутных сил вермахта, что из-за высоких потерь наступать больше не может. Тем самым, подчиненные фельдмаршала не только не выполнили свою задачу, но и не смогли помочь стратегической операции "Тайфун", которая, как известно, в итоге, провалилась.
Впереди была блокада Ленинграда, в котором из-за голода умерло более 600 тысяч человек. Но город не покорился врагу, который в случае своей победы не пощадил бы никого.