Максим Соколов, для МИА "Россия сегодня"
При том, что это было не самое простое время. Неоднократно имели место смуты в противоположном социалистическом блоке — в Венгрии, в Польше (трижды) и в Чехословакии. Провокативная роль таких смятений вплоть до войны несомненна, но, благодарение Богу, Европе удалось сохранить покой и мир. Все более нарастающая напряженность на континенте относится к последующим эпохам, когда теоретически мир и безопасность умножались, хотя люди при этом и ужасались.
Удачный же период миротворчества во время холодной войны в немалой степени был обязан четкой проработанностью нормы коллективной безопасности.
Начало Второй мировой войны захватывало одну малую страну за другой. Чтобы этого больше не было, было четко прописано: а) правовое положение малой союзной страны должно быть очевидным и несомненным (т. е. не как у Грузии или Молдавии); б) в таком случае нападение на одну державу означает нападение на всех; в) соответственно, защита союзников — дело общее (5 ст. изначального устава НАТО). Дело общее и было исполнено со всей исправностью.
Отряд не заметил потери бойца, поскольку ни единого бойца за тот период отряд не потерял.
Однако политика обновленного НАТО (был бы НАТО не обновленным, мог бы успешно довольствоваться и принципами полувековой давности, весьма вообще-то разумными), похоже, заключается в том, чтобы исполнить поведение союзников более приключенческого и авантюрного духа. Так в 30-е годы XXI века Речь Посполитая одновременно желает быть вправе проводить политику "од можа до можа", покровительствовать сателлитам на Востоке, и при этом играть во все эти игры, оставаясь в полной безопасности, будучи прикрытой зонтиком всей НАТО в целом. Кажется, даже балтийские лимитрофы желают и невинность соблюсти, и капитал приобрести, искренно не понимая, что иные игры бывают опасны.
Что же касается гарантий безопасности лимитрофов, то члены блока вместо священной 5 статьи устава НАТО (если бы он их удовлетворял, зачем было бы что другое?), придумали начинание не столько военно-европейское, сколько колхозно-шефское. "В Эстонии, Латвии, Литве, а также здесь, в Польше, будут на ротационной основе размещены батальоны", — заявил генсек альянса Йенс Столтенберг.
То есть, в отличие от Варшавского договора образца 1955 года с Советским Союзом, в рамках которого если союзные войска (например, советские) размешались на чужбине, то на постоянной основе, ныне разработанный Варшавский договор-2 образца 2016 года с США предполагает постоянную чехарду старших братьев. Как это скажется на их морально-политическом духе (а равно и на духе меньших братьев, сказать трудно).
Чем далее, тем более в качестве наглядного пособия для армии демократического Запада наиболее адекватно выглядит "Похождения бравого солдата Швейка".