Владимир Ардаев, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Доклад сэра Джона Чилкота, озвученный в Лондоне в среду, произвел эффект разорвавшейся бомбы – он оказался гораздо жестче, чем предполагали западные СМИ. Они в большинстве своем ожидали, что правительство Блэра обвинят лишь в использовании недостоверной информации.
Однако комиссия фактически обвинила правительство в подрыве авторитета ООН и свержении правительства страны, не представлявшей угрозы для мирового сообщества.
На расследование было потрачено более десяти миллионов фунтов стерлингов. Итоговый доклад состоит из 2,6 миллиона слов (почти в пять раз больше, чем "Война и мир" Льва Толстого), однако смысл его вполне умещается в одну короткую фразу "Я буду с вами независимо ни от чего" из письма Тони Блэра президенту США Джорджу Бушу, отправленному в июле 2002 года, пишет британское издание The Guardian. Эту политическую верность, слепое следование за политикой Вашингтона газета называет "ужасающей ошибкой".
Факты есть — наступит ли ответственность?
Доклад Чилкота по сути не открыл ничего нового: публикации, проливающие свет на то, с каким пренебрежением к реальным фактам и международному праву шла подготовка к вторжению в Ирак – и в США, и в Великобритании – появлялись в мировых СМИ неоднократно, начиная с самого момента вторжения. Звучали откровения известных лиц, раскрывающие все новые факты фальсификации доказательств против Саддама Хусейна – и по поводу наличия у Багдада арсенала оружия массового поражения, и по поводу его связей с Аль-Каидой.
Так, председатель комитета по делам вооруженных сил сената Конгресса США Карл Левин выступил в верхней палате Конгресса с заявлением о том, что предполагаемые связи между Саддамом Хусейном и событиями 11 сентября или террористической группировкой "Аль-Каида" были "фикцией". И привел исчерпывающие доказательства.
По мнению авторов доклада, Блэр не просто доверился ошибочным данным разведки, но сознательно настоял на участии Великобритании во вторжении, выполняя данное американскому президенту обещание – вопреки воле Совета безопасности ООН.
То есть, по сути, Блэра обвиняют не в ошибке даже, а в умышленных действиях, противоречащих и британскому, и международному праву.
Результат вторжения известен. Было свергнуто законное правительство страны, не представлявшее, как сказано в докладе, угрозы мировому сообществу. По данным той же The Guardian, в развязанной войне погибли от четверти миллиона до полумиллиона человек (включая 179 британских солдат), от 3,5 миллиона до 5 миллионов людей вынуждены были покинуть свои дома. В ближневосточном регионе воцарился хаос, вспыхнули новые войны, из всего этого возникли новые страшные силы, такие, как ИГ и "Джебхат ан-Нусра" (запрещены в России), захватывающие огромные территории, чтобы установить на них диктатуру средневекового варварства, гораздо более страшную – и это уже понятно всем — чем свергнутая диктатура Саддама Хусейна. Число жертв продолжает расти каждый день вот уже на протяжении 13 лет.
И вот, годы спустя, 2,6 миллиона слов доклада Чилкота приводят множество свидетельств того, что есть не только чья-то вина в том, что случилось на Ближнем Востоке, но и есть конкретные виновные. Следуя элементарной логике, встает вопрос об их ответственности – благо, что минувший век создал немало прецедентов, когда мировое сообщество совместными усилиями определяло степень ответственности государственных лиц за подобные действия.
Нюрнбергский трибунал, Международный трибунал по Руанде, наконец, Международный трибунал по бывшей Югославии, обвинивший 155 человек – от рядового солдата до генерала Войска Республики Сербской, от рядового охранника концлагеря до президента Слободана Милошевича, который, согласно официальной версии, умер во время процесса. Сроки по вынесенным приговорам – от 5 лет до пожизненного заключения. При том, что доказательная база была намного менее весомой, чем то, что содержится в докладе Чилкота.
Так почему вопрос о создании трибунала по Ираку сейчас – после открытия столь неопровержимых доказательств вины конкретных людей — даже не поднимается, почему он как бы изначально выносится за скобки?
В Государственном департаменте США с ходу заявили, что не намерены не только комментировать, но даже изучать представленный в Великобритании доклад. Официальный представитель ведомства Джон Кирби холодно заметил, что это – дело британских властей.
Но показательнее всех, пожалуй, высказался европарламентарий Дэвид Кобурн, представляющий шотландское отделение партии UKIP. Признавая, что Тони Блэр совершил роковые ошибки, "и это не очень хорошая вещь", он заметил, что в принципе против того, чтобы кого-то из премьеров за что-нибудь сажали в тюрьму. "Я не думаю, что когда-нибудь это случится", — ответил Кобурн на вопрос о перспективах судебного разбирательства по результатам доклада Чилкота.
"Последствия для виновных будут минимальными"
Говорить о том, что может состояться масштабное судебное разбирательство по поводу вторжения в Ирак, увы, не приходится. Максимум, что может произойти – это юридическое преследование отдельных лиц в Великобритании, скорее всего, самого Тони Блэра, считает президент коммуникационного холдинга "Минченко Консалтинг" Евгений Минченко.
Никакого суда, в том числе над Тони Блэром, в принципе быть не может, спорит с ним директора Института стран СНГ Владимир Евсеев.
"Если только допустить суд над Блэром, даже и в частном порядке, то это неминуемо потянет за собой большую цепочку иных фигурантов – политиков, дипломатов, разведчиков, военных. Не только в Великобритании, но и в США, и, скажем, во Франции. Во всех этих странах найдется немало влиятельных сил, чтобы не допустить не только суда, но и нового — уже официального, криминального – разбирательства по сути выдвинутых независимой комиссией обвинений", — говорит военный эксперт.
Главная польза, которая может быть извлечена на Западе из доклада Чилкота – это изменение отношения к текущей ситуации на Ближнем Востоке. И это уже происходит, учитывая выраженное Соединенными Штатами намерение объединить усилия с Россией для разгрома группировки ИГ в Алеппо, полагает Владимир Евсеев.
Ни национального, ни, тем более, международного суда над прежним британским правительством и самим Тони Блэром не будет, прежде всего потому, что неожиданно резкие выводы доклада Чилкота озвучены не для этого, убежден вице-президент Международного общественного фонда "Экспериментальный творческий центр" Юрий Бялый.
"Сам этот доклад – не более чем новый эпизод в больших геополитических играх, которые ведутся сейчас в мире. В Великобритании возникла борьба за премьерское кресло, в США надвигаются президентские выборы. И эти схватки давно носят наднациональный характер. Известно, что среди британских лейбористов тоже нет единства, и есть немало желающих отодвинуть в сторонку лейбористское крыло сторонников Блэра, заодно нанеся удар по республиканцам в США, несущим на себе печать ответственности за войну в Ираке", — говорит аналитик.
Между тем, по сообщению Радио ООН, пресс-секретарь ООН Стефан Дюжаррик заявил, что генсек организации Пан Ги Мун намерен изучить доклад Чилкота, сосредоточившись "на том, какие уроки может извлечь ООН".
А парламент Ирака намерен потребовать от правительства подать иск против Великобритании и других стран, участвовавших в военном вторжении в Ирак в 2003 году.