МОСКВА, 8 июл — РИА Новости, Наталья Дембинская.
Спад продаж в массовом сегменте зафиксировали почти все производители. Так, продажи Nissan в январе-июне упали на 28%, Hyundai – на 19%, Chevrolet – на 35%. Нарастить продажи на российском падающем рынке удалось всего нескольким автопроизводителям. В их числе — китайцы Lifan и Chery, американский Ford и отечественный УАЗ.
Что это – хорошая реклама, прорыв отечественного автопрома, или, может, патриотизм? Эксперты объясняют: такие показатели объясняются и маркетинговыми усилиями производителя, и ростом доверия к отечественному автопрому.
Уже не пропасть
Основные покупатели Vesta и XRay – те, кто пересаживается на них с тольяттинских "Приор" и "Грант". "Второй фактор — постепенно люди понимают, что современные модели "АвтоВАЗа" и аналогичные импортные машины уже не разделяет пропасть", — уверен глава Ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) Олег Мосеев.
Покупателей привлекает и ремонтопригодность автомобилей – автомобили этого сегмента технологически не очень сложные. Это особенно важно в регионах, где у многих владельцев нет возможности ездить на обслуживание к дилеру.
Кроме того, Lada XRaу — новый для "Автоваза" класс 4x4. "Те люди, которые брали 4x4, частично перешли на Lada Xray и Chevrolet Niva", — указывает Захаров. "Бодрые" продажи Vesta и Xray объясняют и тем, что они только набирают обороты — их пока не с чем сравнивать.
Есть ли уверенность в том, что поклонников у "Лады" станет еще больше? Не совсем. "На самом деле, люди экономят и откладывают дорогие покупки. Есть, конечно кредитные программы, но банки уже давно существенно ужесточили требования к заемщикам, поэтому процент отказов, в том числе и по автокредитам, сейчас очень высок", — указывает автоэксперт Роман Гуляев.
Интересно и другое: Vesta и XRay, по идее, должны были бы конкурировать с недорогими иностранными моделями – в первую очередь, с Hyundai Solaris и Kia Rio: в сопоставимых комплектациях первые две дешевле. Но получается, что они отбирают покупателей у самого "АвтоВАЗа" — об этом говорит серьезный спад продаж Lada Granta.
Сложно заработать
"Рынок сейчас очень чувствителен к цене. Люди ищут что подешевле, и стоит только чуть-чуть снизить цену, как тут же эта модель становится более популярной", — говорит Гуляев.
"Еще играет роль стратегия, которую выбирает тот или иной производитель. Одни всеми силами стремятся сократить издержки, закладывая их все в цену. Другие в ущерб прибыли снижают цену, стремясь захватить как можно большую долю рынка в кризис, которую впоследствии они сохранят", - отмечает Мосеев.
Главная проблема в том, что резервы по снижению цены производители практически исчерпали. На рынке сейчас очень тяжело зарабатывать. Но рост цен, указывают на рынке, не может компенсировать производителям рост курса и доллара и евро, от которого сильно зависят и импортные, и отечественные автомобили.
Еще дороже?
"В 2017 году нас жду президентские выборы, это значит, что будут проводиться реформы, экономика будет накачиваться деньгами. Это почувствует на себе и авторынок", — отмечает глава РОАД.
В целом же картина печальная. "Отсутствие платежеспособного спроса, инфляция. Если раньше у людей были деньги на все, то сейчас стоят перед выбором – либо машина в кредит, либо отпуск", — отмечает Захаров.
Российский авторынок и далее продолжит сжиматься – аналитики ждут по итогам года падения в пределах 10-15%. И указывают: целиком и полностью ситуация на рынке зависит от экономики. Она по прежнему "сидит" на углеводородах, а разговоры о ее диверсификации – пока только разговоры.