VII Международная промышленная выставка "Иннопром-2016" стартует 10 июля в Екатеринбурге. В рамках выставки в России впервые пройдет Российско-китайское ЭКСПО, до этого два года подряд оно проходило в городе Харбин (Китай). В преддверии "Иннопрома" губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев рассказал в интервью РИА Новости о развитии отношений региона с Китаем, о тои, что уже сделано и какие новые совместные проекты могут появится в ближайшее время.
— Товарооборот Свердловской области с Китайской Народной Республикой в первом квартале 2016 года вырос на 11%, при этом экспорт вырос в два раза. На ваш взгляд, какие факторы повлияли на позитивную динамику торговых связей области с КНР? Будет ли это долгосрочным трендом?
— Продвижению нашего партнерства во многом способствует развитая между нами логистическая база, включающая прямое авиасообщение с городами КНР, международные автомагистрали, проходящую через наш регион Транссибирскую магистраль, современные мультимодальные складские комплексы и терминалы.
Предвидя ускоренное развитие электронной торговли, мы три года назад подписали соглашение с "Почтой Китая" и уже сформировали в международном аэропорту "Кольцово" Центр международного почтового обмена "Почты России". К 2017 году планируется открытие мультимодального логистического центра "Почты России", который станет еще одним мостом между Уралом и Китаем. В марте этого года из Хэйлунцзяна по Транссибу запущен скоростной товарный поезд по направлению Харбин-Гамбург, проходящий через Екатеринбург. Если говорить о долгосрочности тренда, то я уверен в нем. Для Свердловской области в ее новейшей истории отношения с Китаем имеют глубокий характер. Двадцать пять лет назад, в 1991 году, Свердловская область подписала свое первое международное соглашение о сотрудничестве — с городом Харбин.
— Какие важные соглашения будут подписаны с китайской стороной в рамках предстоящего Российско-китайского ЭКСПО?
— Мы планируем подписать соглашения о сотрудничестве между Свердловской областью и рядом провинций Китая. Эти документы станут основой развития экономических и деловых процессов. Соглашение о сотрудничестве с народным правительством провинции Хэйлунцзян, укрепление межрегиональных связей с южными регионами Китая, в частности с провинцией Гуандун. Также мы намерены согласовать с нашими китайскими партнерами создание в Свердловской области координирующей структуры по развитию межрегиональной кооперации с провинциями Китая. Свердловская область, провинция Хэйлунцзян и город Харбин в рамках ЭКСПО рассмотрят вопрос создания логистического распределительного хаба на Урале. Со своей стороны, Свердловская область готова обеспечить представителей транспортно-логистического бизнеса особыми преференциями и условиями. Много соглашений и договоренностей в рамках ЭКСПО планируется реализовать в сфере делового туризма и конгрессно-выставочной деятельности. Предложим в развитие проекта Российско-китайского ЭКСПО проводить в Екатеринбурге, на площадке нашего выставочного комплекса, отдельные специализированные отраслевые выставки с привлечением ведущих китайских выставочных операторов. Мы прорабатываем с нашими китайскими коллегами создание в Свердловской области высокотехнологичных производств в сфере машиностроения, станкостроения, химической и фармацевтической отраслей, производства медицинской техники. У нас уже есть успешные примеры такой кооперации. В Свердловской области созданы необходимые условия для работы китайских инвесторов, включая инфраструктуру индустриальных и технопарков.
— Какие инвестиционные проекты области представят местные предприниматели китайским инвесторам в рамках Российско-китайского ЭКСПО?
— О своем участии заявили наши флагманы машиностроения и ОПК: УВЗ, УОМЗ, УДМЗ, ЗиК, "Уральские локомотивы" и другие предприятия. Среди участников выставки — гиганты горно-металлургического комплекса: "УГМК-Холдинг", группа ЧТПЗ в составе Первоуральского новотрубного завода, ВСМПО-АВИСМА. С учетом тематического многообразия Российско-китайского ЭКСПО мероприятие будет интересно также компаниям лесной промышленности, организациям, задействованным в сфере электронной коммерции, туризма, образования, и другим. Если же говорить о китайской стороне, то, по предварительным данным, в ЭКСПО примут участие более 250 компаний. Я знаю, что у каждого участника есть свои инвестиционные проекты, сформулированы предложения о сотрудничестве. Насколько они окажутся выгодными сторонам и перспективными, можно будет говорить, подводя итоги "Иннопрома" и ЭКСПО. Главное, что мы создаем условия для диалога и переговоров и для выработки конкретных решений, способствующих укреплению российско-китайского сотрудничества.
— С какими регионами КНР у Свердловской области сложились наиболее тесные связи и по каким направлениям?
— Сегодня между Средним Уралом и Харбином осуществляется продуктивное взаимодействие в транспортно-логистической сфере: открыт прямой регулярный рейс по маршруту Екатеринбург — Харбин — Екатеринбург. По итогам VI Международной промышленной выставки "Иннопром" подписаны соглашение о сотрудничестве между авиакомпанией "Уральские авиалинии" и международным аэропортом города Харбина и соглашение о взаимодействии по созданию центра трансграничной электронной коммерции между управлением коммерции народного правительства города Харбин и "Корпорацией развития Среднего Урала". Сегодня более 20 промышленных предприятий нашего региона имеют тесные торгово-экономические связи с предприятиями КНР, и область заинтересована в развитии кооперационных связей по многим направлениям.
— Не могли бы вы назвать наиболее перспективные проекты с точки зрения встраивания Свердловской области в стратегию сопряжения Экономического пояса вдоль Шелкового пути и ЕАЭС? Какие преимущества имеет область для того, чтобы стать одним из связующих звеньев данного сопряжения?
— Свердловская область, будучи развитым промышленным регионом, одним из крупнейших российских логистических центров и трансграничным мостом между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, может привнести весомый вклад в проект формирования экономического пояса "Шелковый путь". На сегодняшний день уже существует как авиа-, так и железнодорожное сообщение между регионами. Кроме того, в Свердловской области уже функционирует Российско-китайский бизнес-парк, площадку которого можно использовать в качестве размещения товаров китайских предприятий на льготной основе, а также организации шоу-румов китайских партнеров.
В прошлом году мы уже провели переговоры с правительствами провинции Хэйлунцзян и города Харбин о создании у нас центра трансграничной электронной коммерции в рамках северного маршрута экономического пояса "Шелковый путь". По результатам переговоров в Екатеринбурге создан и начал действовать Российско-Китайский бизнес-парк. В перспективе, как раз в рамках Экономического пояса и ЕАЭС, он может быть расширен до крупномасштабного логистического хаба, что позволит оперативно доставлять товары из Китая через наш регион в западную часть России и Уральский федеральный округ. В свою очередь, крупные партии российских товаров будут направляться в Китайскую Народную Республику. Благодаря развитию Северного морского пути, перспективно также использование наших возможностей распределения грузов по маршруту Север-Юг.
— Свердловская область является активным участником туристической программы "Красный маршрут". Как продвигается задача продвижения туристических возможностей региона и развития въездного туризма в рамках данной программы, рассчитываете ли вы на прирост турпотока?
— Большим стимулом для развития туризма в прошлом году послужила выставка "Иннопром-2015", Свердловская область приняла более 2 тысяч гостей из Китая, и интерес резко к Свердловской области вырос. Было подписано соглашение между Свердловской областью и Харбинским туристическим бюро о сотрудничестве. Наш регион стал участником "Красных маршрутов" для путешественников из Китая, а сфера гостеприимства Свердловской области участвует в программе China Friendly. Сегодня путешественники из Китая считаются наиболее активными туристами в мире, а мы должны воспользоваться этой ситуацией и привлечь часть этого турпотока на Средний Урал. Мы собрали интересные исторические справки и выяснили, что в Свердловской области находится много точек притяжения для туристов из Китая, в частности коммунистический лидер КНР Мао Цзедун посещал Свердловск в 1950 году прошлого столетия, а сын Чан Кайши работал на "Уралмашзаводе" под именем Николая Елизарова.
Кроме того, на Урале есть много туристических объектов, связанных с революционной и военной тематикой, — "Боевая и трудовая слава Урала", "Легендарный Урал" и "Красные заводы Урала" с посещением достопримечательностей Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Верхней Пышмы и Ирбита. Учитывая планируемое расширение логистической базы между Свердловской областью и КНР, я считаю, турпоток из Китая будет только увеличиваться.
— В 2015 году страной-партнером выставки "Иннопром" был Китай. Как повлияло это партнерство на дальнейшее развитие отношений между Китаем и Свердловской области? К каким положительным изменениям это привело?
— По итогам прошлого года Китай поднялся с пятого на второе место среди внешнеторговых партнеров Свердловской области с объемом товарооборота в 860 миллионов долларов США. На сегодняшний день Китайская Народная Республика является важнейшим международным партнером Свердловской области в торгово-экономической, промышленной, научной и гуманитарной сферах. В первом полугодии 2016 года рост нашей взаимной торговли продолжился. Одним из самых очевидных подтверждений возросшего интереса к нашей области со стороны китайских партнеров стало закрепление за Екатеринбургом права проведения Российско-китайского ЭКСПО. Напомню, что в Свердловскую область для участия в деловой и выставочной программе "Иннопрома-2015" прибыли порядка 2 тысяч представителей КНР, в том числе — представители 130 компаний КНР. Среди них — флагманы китайских индустрий. Можно с уверенностью сказать, что в настоящее время наше партнерство совершило стремительный рывок и продолжает набирать обороты. Мы находим новые точки роста, определяем наиболее интересные проекты для сотрудничества.