Владимир Лепехин
Несколько тысяч сторонников оппозиции оцепили здание МВД республики, а затем попытались (или имитировали попытку) взять его штурмом. В предложенной организаторами митинга-штурма программе оказались снос ворот перед зданием, попытка его поджога при помощи "коктейлей Молотова", а также потасовки с полицией, в результате которых, как утверждает абхазская пресса, пострадали 19 человек, и даже перестрелка.
В общем, — некоторый набор действий, с которых обычно и начинаются разного рода майданы.
Требования оппозиции и реакция власти
К вечеру вторника беспорядки у здания МВД республики были остановлены (к счастью, без применения силы со стороны полиции) после общения с митингующими президента Абхазии Рауля Хаджимбы, который пошел на уступки оппозиции.
С моей точки зрения — требования вполне логичные, если принять во внимание, что некоторые представители органов власти в Абхазии действительно отнеслись к организации предстоящего референдума без должной ответственности, как я понимаю, в надежде на то, что он не состоится по причине низкой явки.
Такая покладистость главы государства позволила некоторым российским СМИ утверждать, что протест митингующих у здания МВД Абхазии нельзя считать майданом. С моей точки зрения, выход на улицы Сухума пары тысяч человек — это все равно, как если бы на киевский майдан вышли 200 тысяч. Но дело даже не в относительных масштабах абхазского протеста 5 июля. Замечу, что требование митингующих — перенос срока выборов референдума — властью проигнорировано, а именно оно является ключевым, поскольку речь идет о попытке смены власти.
Оппозиция намерена добиваться намеченного её лидерами результата — проведения референдума о переизбрании действующего президента, для чего нужны высокая явка, а также время для агитации и вербовки сторонников. Это требование — принципиальное, и именно по нему схватка между оппозицией и властью будет нарастать.
Да, оппозиция в Сухуме — в отличие от Киева — не жжет покрышки, не размахивает флагами Евросоюза, не напяливает на головы своих участников кастрюли, но это ПОКА.
Посмотрим, что будет дальше.
Причины протеста и кто виноват
Причины протеста оппозиции в Сухуме в целом аналогичны причинам любых других протестов в тех странах, где был организован майдан, цветная революция или массовые беспорядки.
Действующий президент республики, выйдя к митингующим вечером у здания МВД, подчеркнул: "сегодня происходит попытка дестабилизировать ситуацию в стране, собрав те оппозиционные силы, которые еще буквально некоторое время назад ставили вопрос о проведении референдума и получили право на его проведение". По его мнению, отставка министра внутренних дел стала для оппозиции лишь поводом для протеста.
Примерно в таком тоне президент Республики Абхазия (РА) представил ситуацию в стране и на митинге своих сторонников, который состоялся в минувшую среду у здания администрации республики. По его мнению, организаторы референдума изначально планировали сорвать его проведение.
В его словах, безусловно, есть правда. Но другая половина правды заключается в том, что всегда и везде ответственность за "хаос и деградацию" несет, прежде всего, действующая власть. А претензий к власти, в том числе и вполне обоснованных, у абхазов немало.
Потому приведенные выше слова президента РА лишь раззадорили абхазскую оппозицию, которая приступила к переговорам с главой государства, однако не собирается соглашаться с проведением референдума в ближайшее воскресенье. А это значит, что протест уже завтра может выйти на новый уровень.
Что делать?
В среду утром Рауль Хаджимба перешел в наступление на оппозицию. Генеральная прокуратура республики приступила к расследованию организации массовых беспорядков на территории МВД РА. Об этом сообщил генпрокурор страны Алексей Ломия на брифинге с журналистами в среду 6 июля. Сам же глава государства в интервью РИА Новости говорил о намерениях провести референдум в намеченные сроки, несмотря на протесты оппозиции.
С оппозицией можно вести борьбу на уничтожение, а можно работать, умно и терпеливо. И последнее, как показывает практика, более эффективно. Во всяком случае, у Абхазии достаточно негативного опыта, чтобы нынешнее руководство не повторило ошибок своих предшественников.
Напомню, что двое из четырёх президентов РА, включая Рауля Хаджимбу, пришли к власти в ситуации, которой предшествовали акции массового протеста оппозиции. И подобная ситуация, если власть не отнесется к себе самокритично, не проявит решительности в кадровом обновлении и не сформирует эффективную политическую систему, устраивающую большинство политических сил страны (я уже не говорю о реализации мер, направленных на обеспечение экономического роста), может повториться.
Мысль эту я попытался донести до руководства республики в минувший вторник в материале "Спутник-Абхазия" "С референдумами шутить нельзя. Ведь это способ смены власти". Однако последние решения руководства Абхазии свидетельствуют о том, что оно действует по старинке, не учитывая должным образом ни политический опыт своей собственной страны, ни опыт майданов в постсоветских странах, ни действия внешних сил, направленные на дестабилизацию обстановки в республике.