Доклад, который готовился семь лет, оказался гораздо жестче, чем предполагали СМИ, публиковавшие накануне возможные варианты заключений комиссии. Предполагалось, что правительство Блэра обвинят лишь в использовании недостоверной информации, однако комиссия, возглавляемая сэром Джоном Чилкотом, была более категорична в определениях, фактически обвинив кабинет министров подрыве авторитета ООН и свержении правительства страны, не представлявшей угрозы для мирового сообщества.
Специально созданный комитет под руководством Чилкота занимался публичным расследованием с июня 2009 года. В июле 2010 года он завершил опрос свидетелей, в числе которых были бывшие премьер-министры Тони Блэр и Гордон Браун, британские политики, военные и дипломаты, и приступил к анализу документов. На расследование потрачено более десяти миллионов фунтов стерлингов.
Плохое планирование
Комиссия Чилкота постановила, что британское правительство при подготовке вторжения оперировало недостоверными сведениям и ошибочными оценками, а само решение о начале операции принималось на основании "недоказанной информации". При этом, согласно докладу, Блэр пообещал американскому президенту Джорджу Бушу поддержать вторжение "в любом случае" еще за восемь месяцев до начала операции.
"Мы также заключили, что оценки угрозы иракских средств массового уничтожения были представлены на основе уверенности, которая не была оправдана… Правительство Блэра недооценило последствия вторжения", — сказал Чилкот, представляя беспрецедентный доклад.
Расследование также установило, что законных оснований для вторжения Великобритании в Ирак было недостаточно. "Обстоятельства, при которых было решено, что есть законная база для военных действий, были далеки от удовлетворительных", — сказал глава комиссии. При этом британское правительство пренебрегло анализом возможностей мирного решения иракской проблемы.
Великобритания также осознавала, что США в недостаточной степени подготовлены к вторжению в Ирак и действиям по оккупации, в то время как военные надеялись на успешную и быструю кампанию — падение Багдада и захват иракского президента Саддама Хусейна менее чем за месяц.
Пренебрегло правительство Блэра и информацией о том, что вторжение в Ирак увеличит угрозу для Британии от "Аль-Каиды". "Риск внутренних противостояний в Ираке, действия Ирана, преследовавшего свои интересы, нестабильность в регионе и действия "Аль-Каиды" в Ираке — все эти риски были определены и известны еще до вторжения", — сказал Чилкот, представляя доклад.
Опасности не было
Самой серьезной претензией к Блэру стало пренебрежение принципами ООН, в то время как военные операции такого масштаба должны быть обязательно одобрены всеми членами Совета Безопасности.
По его словам, на момент начала вторжения Ирак не представлял опасности для мира, а инспекторы ООН успешно проводили проверки иракских предприятий и контролировали режим нераспространения.
"Саддам Хусейн не представлял угрозы в марте 2003 года… Инспекторы ООН совершали проверки в стране, следили за соблюдением санкций", — сказал Чилкот, подчеркнув, что введенные ООН в отношении Ирака санкции были эффективными, и благодаря им Ирак не мог создать ни ядерного оружия, ни ракет дальнего радиуса действия.
"Комиссия также пришла к выводу, что так как санкции были эффективными, Ирак не мог произвести ядерное оружие, и что это бы заняло несколько лет, чтобы разработать и произвести ракеты дальнего радиуса действия", — добавил глава комиссии.
Блэр не согласен
"Я несу полную ответственность за любые без исключений ошибки, без всяких оправданий… Я выражаю глубочайшее сожаление в связи с жертвами (операции в Ираке) и выражаю поддержку нашим вооруженным силам… Я принял решение о военной операции в уверенности, что это лучшим способом послужит интересам нашей страны", — отмечается в заявлении", — говорится в заявлении Блэра, опубликованном после обнародования результатов расследования британского участия в иракской военной кампании.
Позже, выступая на пресс-конференции Блэр заявил, что "режим Саддама Хуссейна был способен на катастрофические, непредсказуемые действия" и "мир сейчас лучше и был лучше без Саддама Хуссейна". Блэр подчеркнул, что понимал всю непопулярность своего решения, но при этом заявил, что никогда не согласится с тем, что "погибшие принесли свою жертву напрасно".
Вторжение в Ирак стало катастрофой
Вторжение в Ирак в 2003 году было катастрофой и привело к распространению терроризма по всему ближневосточному региону, заявил глава Лейбористской партии Джереми Корбин, комментируя выводы опубликованного доклада.
"Эта война была актом военной агрессии, инициированным ложным поводом. Вместо того, чтобы обеспечивать безопасность внутри страны и за рубежом, был начат конфликт, который сформировал и распространил террористическую активность во всем (ближневосточном — ред.) регионе. Вторжение было катастрофой, которое привело к фундаментальной потере веры в политиков", — сказал Корбин в парламенте в среду, комментируя содержание доклада.
В свою очередь член парламента от Шотландской национальной партии Джордж Кереван заявил, что действия Блэра привели, в том числе, к теракту, который произошел накануне публикации доклада.
"Важно то, что случилось вчера, а именно самый кровопролитный теракт с 2003 года (теракт в Багдаде, жертвами которого, по последним данным, стали 250 человек). Важно, что волна насилия, которая началась из-за Блэра и Джорджа Буша, продолжает уносить жизни. Это доклад не будет последним, люди продолжат умирать. Его нужно использовать для прекращения этого насилия: нужно думать не о прошлом, а о будущем. Вторжение США и Великобритании в 2003 году привело к дестабилизации Ближнего Востока. С тех пор ситуация остается напряженной, война продолжается… Результаты (доклада) надо перевести в плоскость действий, а именно свершить правосудие в память всех погибших в этой ужаснейшей войне – и британцев, и жителей Ирака", — заявил Кереван в интервью RT.
Также в среду стало известно, что парламент Ирака потребует от правительства подать иск против Великобритании и других стран, участвовавших в военном вторжении в Ирак в 2003 году.
"После праздника (Ид-аль-Фитр — окончание мусульманского поста — ред.) мы обратимся к правительству с требованием подать в суд против Великобритании и ее союзников, которые оккупировали Ирак. Парламент проведет первое заседание после праздника, и мы будем добиваться решения правительства о подаче судебного иска против стран коалиции", — заявила РИА Новости иракский депутат Алия Насыф. Она выразила убеждение, что Россия — это "единственная страна-постоянный член СБ ООН, которая поддержит позицию Ирака после подачи иска".
За ошибки нужно платить
Экс-глава МИД РФ Игорь Иванов приветствует публикацию доклада о действиях британского руководства накануне вторжения сил США и Великобритании в Ирак, по его словам, у ошибок такого масштаба, которые допустил Лондон, нет срока давности и за них рано или поздно приходится отвечать.
Игорь Иванов занимал пост министра иностранных дел с 1998 по 2004 гг, в период начала военной операции Британии и США в Ираке.
"Содержащиеся в Докладе выводы нельзя назвать сенсационными. Уже с первых дней операции США и Великобритании в Ираке всем было ясно, что эта операция имеет под собой геополитические интересы Вашингтона и Лондона, а "неопровержимые данные" о наличии у Саддама Хуссейна оружия массового поражения — не более чем благовидный предлог для интервенции. Об этом открыто заявляло не только российское руководство, но даже и ближайшие союзники США", — заявил Иванов РИА Новости.
По его словам, когда Лондон публично объявил о том, что располагает данными о наличии в Ираке оружия массового уничтожения, "российская сторона сразу же обратились к нашим английским партнерам по линии МИД и спецслужб".
"Мы попросили предоставить такую информацию либо России, либо в соответствующие комиссии ООН. К сожалению, в этой просьбе нам было отказано под обычным в таких случаях предлогом — "чтобы не раскрывать источники информации". Вместе с тем сам факт проведения независимого расследования на протяжении семи лет и открытую публикацию доклада с жесткими выводами в отношении британского руководства того времени можно только приветствовать. Установление истины важно не только и не столько для историков, сколько для действующих и будущих политиков, которые должны знать: у ошибок такого масштаба нет срока давности, и рано или поздно за них приходится отвечать", — подчеркнул Иванов.