Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Главный вывод доклада: британское подключение к американской войне в Ираке 2003 года было ошибкой.
Но поскольку кризис есть, и еще какой, то о последствиях этой публикации можно только гадать. Точнее, угадывать множество вариантов дальнейшего развития событий.
Неэффективные менеджеры
Начнем с того, что расследование было из серии вялотекущих, оно началось в момент окончания войны (в 2009 году). И сегодняшний ключевой вывод доклада формулируется вообще-то довольно мягко: ошибка. Не преступление. Административный, а не уголовный вопрос.
Может ли быть уголовно ненаказуемой ошибка ценой в 179 жизней британских солдат? Интересный вопрос. И это не говоря о том, за какой процент из погибших в той войне иракцев отвечает Великобритания. Оценки жертв там доходят до 655 тысяч (все вместе, включая умерших от болезней, бедствий и прочего). Это не говоря о том, что Ирак как страна уничтожен и неизвестно, восстановится ли вообще.
То есть если бы доклад появился в другой ситуации, можно было бы прогнозировать, что он — способ "закрыть эпизод", официально заявить то, что уже знает каждый британец или житель прочих стран. Перевернуть страницу и забыть.
Но ситуация иная — она развивается через несколько дней после того, как половина населения страны явно захватила врасплох политическую элиту: проголосовала за выход из Евросоюза. Кто-то не принял во внимание человеческие чувства тех британцев, которые не страдают эйфорическим глобализмом. В итоге если не развалились, то лишились или почти лишились лидеров три политические партии (то есть по сути все), посыпалась вся конструкция. Потому что забыли о людях. Или важной части их.
Кстати, солдатские матери Великобритании, как следует из того же интервью, уже интересовались, нельзя ли им обратиться в Международный уголовный суд. Им ответили: этот суд может расследовать лишь преступления, совершенные… вашими детьми, солдатами.
Возможно все
Но возможно, что спусковой крючок — это как раз война в Ираке, как бы ни пытались ее последствия спустить на тормозах (повторим, доклад Чилкота тоже похож на такой спуск).
Что интересно, было это в 1804 году, задолго до последней битвы Европы против Наполеона (Ватерлоо, 1815 год). Посмотрите на почти точное совпадение дат — вторжения в Ирак и нынешних его последствий. 1804 и 1815, 2003 и 2016. Кто мог в 2003 году предвидеть, к каким событиям приведет то решение в далеком 2016-м? Но в аналогичной ситуации Талейран не то чтобы "спрогнозировал", что эту акцию Наполеону не простят, и будут с ним воевать до конца, он скорее это почувствовал.
Насчет прогнозов о том, что будет сейчас, после публикации доклада об иракской войне: возможно ли, что в США изберут президентом Хиллари Клинтон, в Британии премьером будет нынешний фаворит консерваторов Тереза Мэй, Евросоюз останется неразвалившимся… в общем, бешеными усилиями проигравшие элиты заморозят ситуацию надолго?
Возможно. Тогда и об Ираке забудут. А вышел бы доклад месяц назад — он бы и вовсе забылся на фоне прочих событий.
Далее, а возможно ли, что создастся новая — не британская, а еще какая-то комиссия для расследования: насколько квалифицированно и кем конкретно принимались решения насчет поддержки переворота в Киеве весной 2014 года? Теперь — возможно.
Еще: а не заинтересуются ли одновременно, кто все-таки сбил малайзийский "Боинг", как поначалу велось расследование этой истории в Нидерландах и на основе каких данных принимались решения о санкциях против России? И это возможно.