Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Ранее генсек НАТО Йенс Столтенберг анонсировал встречу альянса с представителями России. Заседание Совета Россия — НАТО возможно после варшавского саммита альянса, и "первостепенной темой" должны стать "прозрачность и снижение степени риска", ведь НАТО вроде бы остается "ответственным, честным и предсказуемым игроком", открытым для диалога с Россией. Даже если это кажется невероятным на фоне дальнейшего расширения военного его присутствия на юго-востоке Европы.
Лондон также допустил возможность диалога Россия — НАТО с позиции силы. Оборонный комитет парламента Великобритании призвал правительство страны к расширению антироссийских санкций, и усилению системы оборонного сдерживания.
Накануне Варшавского саммита НАТО польский министр обороны Антони Мачеревич заявил, что альянс заставит Россию забыть об угрозах Польше, европейским странам и другим странам мира.
Ожидается, что 8-9 июля в Варшаве будет принято решение о размещении батальонов НАТО в Польше и Прибалтике. Непосредственно польская армия будет увеличена до 150 тысяч человек.
Ранее глава турецкого представительства Германского фонда Маршалла Озгюр Унлюхисарджикли отметил: "Когда баланс силы будет установлен, и когда Россия поймет, что она больше не побеждает, думаю, что конфронтация станет носить устойчивый характер на перспективу".
Сегодня сложно понять, кто на Западе в большей степени отражает политическую реальность, вектор трансформации НАТО, и в каком состоянии находится этот загадочный "баланс силы". Общий политический знаменатель в Европе отсутствует, слова государственных деятелей нередко расходятся с делами. И все же ЕС и США объективно не могут игнорировать либо изолировать Россию. Отношения с ней для Запада слишком важны.
Россия идет навстречу
Президент России Владимир Путин обсудил во вторник с членами Совета безопасности России меры по укреплению доверия на Балтике и предстоящие контакты по линии Совета Россия-НАТО.
Россия с 1991 года проявляет по отношению к странам Запада добрую волю, демонстрируя отсутствие идеологических противоречий. Однако партнеры, как правило, встречают протянутую руку Москвы в боксерской стойке.
Недавние провокационные учения НАТО на Балтике Baltops 2016 стали продолжением длинной череды политических диалогов через прицел. И все же учения Baltops 2016 не отразились зеркально в виде противодействия войск и сил РФ на западном направлении. Россия реагирует сложнее.
Все признают, что без России невозможно создать систему безопасности в Европе, и никто из европейцев не желает прямого военного конфликта Россия — НАТО. Даже британские парламентарии допустили, что Россия остается глобальным игроком, что возможно взаимодействие там, где интересы сторон совпадают (прежде всего, в борьбе с ближневосточными террористическими группировками). Однако оценки Запада по украинской тематике остаются в основном неизменными, а традиции общения с позиции силы — доминирующими.
В преддверии Варшавского саммита в США думают не о реальных угрозах безопасности Европы с юга (террористы и беженцы), а задаются вопросом, какие действия альянса устрашат Москву до требуемого пиетета к гарантиям статьи 5, описывающей систему коллективной защиты. Разумеется, с такими настройками НАТО не может служить механизмом сдерживания, и рискует оказаться спусковым крючком большой войны.
Поэтому внезапные учения с участием до 150 тысяч военнослужащих, три новые дивизии и одна возрожденная танковая армия России на западном направлении — нормальное и неизбежное дополнение к политическому диалогу с альянсом, и к сохранению баланса сил.
Жесткая дисфункция альянса
Многие эксперты отмечают двойственную политику НАТО по отношению к России. Альянс реализует меры сдерживания, наращивает присутствие в Восточной Европе (по принципу ротации боевых частей), и одновременно пытается создать предпосылки для переговоров с Россией. За кадром остается главное — отсутствие практики, опыта боевого применения многонациональных сил в высокотехнологичной войне.
Статья 5 "работала" лишь однажды в Афганистане, после терактов в США 11 сентября 2001 года, однако даже там убедительных побед не достигнуто. Вооруженными стараниями США и их союзников многие ближневосточные страны сегодня охвачены перманентными гражданскими войнами.
Кто в Европе решится нанести удар ядерной державе — России, — в случае вооруженной провокации и развития событий по одному из опасных сценариев? Вопрос риторический, потому что руководителей-самоубийц в Брюсселе не замечено.
Вероятно, Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ в приоритетном порядке разрабатывает планы и меры противодействия американскому военному потенциалу. США размещают свои войска в Польше и Балтии, но если придется эти силы задействовать, Европой и обычными вооружениями конфликт не ограничится. И тогда пресловутая статья 5 станет приговором всем участникам альянса.
Замечу, это не угроза, а логика и алгоритм применения ядерного оружия. Существует ли выход из европейского тупика?
Касаясь грядущего Варшавского саммита НАТО, американская ежедневная газета The Boston Globe отмечает: "Сегодня Европа вполне способна самостоятельно обеспечивать свою безопасность и платить за нее, однако структура НАТО остается без изменений… США должны сохранить политическую близость с европейскими странами, однако им следует прекратить разговоры о том, как эти страны должны защищать себя. Оставшись один на один с действительностью, Европа может отойти от края конфронтационной пропасти, куда ее упорно ведет Североатлантический альянс. Россия ни в коей мере не угрожает основополагающим интересам Америки… Если европейцы считают, что ответная эскалация — это лучший способ справиться с Россией, пусть справляются. Но это должен быть европейский выбор, а не наш".
Политические конфликты в Европе требуют эффективной дипломатии, а не наращивания военных маневров альянса у российских границ. И все же командование НАТО, некоторые американские политики и военные подрядчики не желают европейской безопасности и мира с Россией. Они опасаются потерять прибыль, и не боятся рисковать миллионами жизней. Наверное, американские доходы важнее Европы.
США со своими устаревшими политическими конструкциями и блоковыми инструментами войны тормозят европейское развитие. И никому не следует обольщаться, Варшавский саммит — это не испытание Запада на прочность, а театр марионеток.
Мирное сосуществование России и НАТО возможно лишь в случае мирного сосуществования России и США. Европе необходима принципиально новая система безопасности, однако Варшавский саммит альянса здесь совершенно не при чем.