Максим Соколов, для РИА Новости
Тем не менее, Brexit пошел уже на вторую неделю, а воз и ныне там. Последовательность действий как была, так и остается неясной.
Можно, конечно, допустить, что изначальная наполненность всей конструкции атрибутами общечеловеческой Европы была невысока, поэтому и сегодня европейские островитяне после почти полувека — 43 лет — евроинтеграции чувствуют себя достаточно независимо в бытовом отношении.
Десятичную денежную систему, отсутствовавшую еще в 60-х годах, удалось внедрить еще до евроинтеграции — как английский аванс. А вот левостороннее движение, похороненное в Швеции в 1967 году, и ожидавшееся быть похороненным также и в Англии, до сей поры на островах живо-живехонько.
То же относится к милям, фунтам и пинтам, которые островитянам бесконечно дороги. При этом интересно, что роль туннеля под Ла-Маншем, один из приступов строительства которого пришелся на евроинтеграционное начало 70-х, никакому вдумчивому переосмыслению не подвергалась. При том, что полвека назад только и говорили, что о туннельной трепанации черепа, которая мощно преодолеет присущий англичанам консерватизм.
23 июня 2016 г. произошел консервативный реванш большой силы, но о проблемах туннельного менталитета — не то, что полвека назад, когда этим менталитетом все уши прожужжали, — ничего сказано не было. Изрядный парадокс.
С туннельной же трепанацией черепа произошел и вовсе анекдот. Обладает трепанация таким мощным воздействием на менталитет, или не обладает, но к 1994 году, когда эта трепанация наконец произошла, Великобритания уже двадцать лет как была членом ЕС. Поэтому о воздействии на менталитет просто забыли.
В результате так задним числом и не поняли, что производит на народы дивное сплачивающее действие, а что нет.
Еще десять или даже пять лет назад, когда перспективы ЕС совершенно не подвергались сомнению, интеграционный агитпроп, тем не менее, был чрезвычайно глуп, в основном сводясь к тому, что "европейцы" (португальцы, допустим), могут поехать учиться ремеслу в другую страну Европы и там даже остаться на ПМЖ. Или перебраться на ПМЖ куда-нибудь в третью страну.
При том, что все это очень хорошо (телеканал "Евроньюс" в основном занимался такой агитацией), это не давало ответа на очень важный и даже принципиальный вопрос. Какие меры действительно способствуют интеграции разных народов в единую нацию "европейцев", а какие всего лишь вносят приятное разнообразие в их быт, но никакого нового интеграционного качества не создают?
Не создают и не создают. В мирное время, когда не происходят грозные брекзиты, такое состояние может длиться десятилетиями — так оно, собственно, и длилось.
До последнего месяца, повторимся, могла хоть трава не расти. Но теперь приятная неопределенность закончилась.
К этому ЕС-овская бюрократия еще не привыкла, и неизвестно, привыкнет ли вообще.