Владимир Ардаев, обозреватель МИА "Россия сегодня"
В понедельник одна из самых молодых политических организаций России — "Партия роста", — провела предвыборный съезд, на котором утвердила списки кандидатов в депутаты Государственной думы.
Во главе группы по Московской области — политик Борис Надеждин, список Санкт-Петербурга возглавит депутат Госдумы Андрей Крутов.
Несколько десятков представителей "Партии роста" будут выдвигаться и по одномандатным округам.
Борис Титов заявил на съезде, что, если Партия роста преодолеет пятипроцентный барьер и получит места в Государственной думе, то он оставит пост бизнес-омбудсмена и возьмет депутатский мандат.
От СПС до "Партии роста"
"Партия роста" является правопреемницей партии "Правое дело", потому Центризбирком считает, что избиратели ее поддержали, и потому она освобождена от предварительного сбора подписей избирателей. В то же время, состав ее лидеров значительно отличается от партии "Правое дело", и еще больше отличается от партий-предшественниц.
Партия "Правое дело" была создана в ноябре 2008 года на основе партий "Гражданская сила", Демократической партии России и Союза правых сил (СПС), у истоков которого стояли Сергей Кириенко, Борис Немцов, Ирина Хакамада, Анатолий Чубайс, Егор Гайдар, Никита Белых и других известные политики. В 1999 году СПС был представлен в Государственной думе 32 депутатами.
Партию "Правое дело" основали журналист Георгий Бовт, политики Леонид Гозман и Борис Титов. В 2011 году ее председателем был избран миллиардер Михаил Прохоров, который в том же году был смещен с этого поста. "Правому делу" так и не удалось преодолеть барьера для прохождения в Думу.
"Партия роста" провела свой предвыборный съезд и определилась со списками кандидатов в срок, установленный Центральной избирательной комиссией (с 18 июня по 12 июля) — формальность соблюдена. Дальше свое слово предстоит сказать избирателям.
Шансов не много
Политологи весьма скептически оценивают шансы новой партии пройти в Государственную думу. В российской политической палитре есть немало места для новых востребованных партий, однако к Партии роста это вряд ли имеет отношение, считает президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов.
"Есть партии со своей историей успеха, с более понятной и успешной мотивацией. С момента создания "Партия роста" никак особо о себе не заявила, и говорить о росте ее известности пока преждевременно", — убежден Михаил Виноградов.
"На петербуржском уровне присутствие Оксаны Дмитриевой в партийном списке, безусловно, будет работать. Однако трудно сказать, поможет ли это на общефедеральном уровне", — говорит аналитик.
Партия роста ставит во главу своей программы серьезное реформирование российской экономики, создание конкурентной экономической среды, выступает за создание новых рабочих мест и за расширение политических свобод граждан. По мнению заместителя председателя научного совета ВЦИОМ, члена Общественной палаты Иосифа Дискина, партии с такой программой непросто будет завоевывать голоса избирателей.
"Основная повестка дня "Партии роста" не слишком отличается от повестки дня "Единой России" — и там, и тут в приоритетах значатся рост экономики и социальные гарантии. Поэтому в дебатах с единороссами представителям партии Титова будет трудно что-то им противопоставить", — считает Иосиф Дискин.
Трудно будет конкурировать и с другими парламентскими партиями — "Справедливой Россией", ЛДПР и КПРФ, полагает он. В частности, связывая это с выдвижением в тройку лидеров-кандидатов Дмитрия Потапенко, выступающего за права бизнесменов.
"Требуя от государства прекратить "кошмарить" бизнес, ни он, ни другие не выдвигают никаких гарантий того, что бизнес прекратит "кошмарить" потребителя. И это делает позиции "Партии роста" очень уязвимыми", — полагает политолог.
Точно так же, на взгляд Дискина, обстоит дело и с антикоррупционными лозунгами: требования защитить бизнес от коррупции никак не сочетаются с той ролью, которую в укреплении коррупции играет сам бизнес.
Что касается присутствия в списках кандидатов Ирины Хакамады, то, отдавая должное ей, как "искреннему и честному политику", Иосиф Дискин полагает, что ее имя, тем не менее, вряд ли может добавить партии реальных шансов на выборах.