Мусульмане 5 июля отмечают праздник Ураза-Байрам. Первый заместитель главы Совета муфтиев России, Духовного управления мусульман России Рушан Аббясов рассказал в интервью РИА Новости о значимости этого праздника для российских мусульман, о том, сколько мечетей не хватает столице, как волонтерское движение может победить экстремизм и в чем, с точки зрения ислама, символичность того, что президент Турции извинился за сбитый Су-24 именно сейчас. Беседовал Антон Скрипунов.
- Рушан-хазрат, в чем важность праздника Ураза-байрам для мусульман?
— Праздник Ураза-байрам, или как он по-арабски называется, Ид аль-Фитр — "праздник разговения" — является одним из главных праздников ислама. Всего в исламе два больших праздника: Курбан-байрам ("праздник жертвоприношения") и Ураза-байрам. Ураза-байрам отмечается в связи с тем, что заканчивается благословенный месяц Рамадан, в который был ниспослан священный Коран. Он является месяцем поста, добрых и праведных дел, молитв и самосовершенствования. По его окончании мусульмане собираются в мечетях для того, чтобы отметить этот праздник.
С одной стороны, мы осознаем что это праздник, с другой — испытываем, может быть, некую грусть. Потому что в течение месяца Рамадан люди уже настолько привыкают к соответствующему ритму жизни: в дневное время мы соблюдаем пост, воздерживаемся от еды и питья, в вечернее время мы совместно проводим трапезы разговения, собираемся в наших мечетях, шатрах Рамадана, угощаем своих родных, близких, а также всех нуждающихся. Конечно же, это еще и коллективные ночные молитвы — таравих, которые совершаются в этот месяц. Когда он заканчивается, остается некая грусть, потому что уже нет такого общения, такой общности, когда мы вместе стараемся целый месяц делать добрые дела. Это период, когда ослабевающее тело учится слушать крепнущую душу, а душа начинает прислушиваться к высшему миру, ловя доселе неузнаваемые ноты веры.
В своих проповедях, на праздничной молитве в Ураза-байрам мы говорим, что месяц закончился, но благие дела, наши помыслы, молитвы должны быть постоянны и бессрочны. Поэтому мы призываем, чтобы все доброе, что в течение месяца мусульмане приобрели для укрепления своей души, безусловно, не останавливалось и тот заряд, который мы получили в месяц Рамадан, продолжался в течение года до наступления следующего месяца Рамадан.
- Как верующие проводят этот день?
— В первую очередь, праздник знаменуется тем, что наши муфтии, имамы читают праздничные проповеди, в которых, скажем так, суммируют все то, что было отмечено в течение года и призывают умму (общину мусульман — ред.) к тому, чтобы она вставала на путь созидательности и, конечно же, добра. Также в этот день совершается праздничная молитва. После этого мусульмане расходятся по домам, чтобы отметить праздник в кругу родных и близких.
В рамках праздника намечен ряд мероприятий, в первую очередь социально-благотворительных. В течение месяца Рамадан мы собираем специальную милостыню, которая называется "закят аль-фитр" или "саддакатуль-фитр", что переводится как "милостыня разговения". Она собирается с верующих, чтобы их пост был принят. Во времена пророка Мухаммеда, мир ему, ее собирали в виде, например, фиников или круп и затем раздавали в пользу нуждающихся и неимущих людей.
Сегодня мы собираем ее в денежном эквиваленте, так как это проще. На деньги закупаются продукты питания и раздаются в дни праздника тем людям, которые нуждаются в социальной поддержке. Наши общины выполняют эту работу, посещая также детские дома, дома престарелых. Члены общин стараются поделиться праздником, своей радостью с другими людьми, которые в какой-то мере обездолены нашим вниманием. Мы не делим их на то или иное вероисповедание или национальность, это относится ко всем, так как мы живем в многонациональной и многорелигиозной стране. Это наш дом, и мы должны помогать всем, начиная от своих соседей и заканчивая теми, кто нуждается в нашей помощи и поддержке.
- Сколько будет площадок для празднования?
— Буквально несколько дней назад у нас прошло совещание в правительстве Московской области, где духовное управление мусульман Московской области совместно с муниципальными образованиями подобрали и подготовили 38 площадок. Это сделано для удобства наших верующих, чтобы они в дни праздника не приезжали в Москву, а могли спокойно в своих городах и районах совершить праздничные молитвы. Нашими площадками являются 18, остальные — в виде домов культуры, стадионов, спортивных площадок — нам предоставляют муниципальные образования. В прошлом году на Курбан-байрам, по данным правоохранительных органов, собрались 70 тысяч человек. Я думаю, что на этот Ураза-байрам соберется не менее 80 тысяч верующих. Это с учетом того, что мы еще добавили четыре дополнительных муниципальных образования.
- А в Москве?
— Если говорить о Москве, то здесь, будут проходить молитвы в наших основных четырех мечетях. Понятно, что основную нагрузку будет брать на себя главная мечеть нашей страны — Московская Соборная мечеть. Здесь духовный лидер российских мусульман муфтий шейх Равиль Гайнутдин выступит с проповедью, которую будет транслировать в прямом эфире телеканал "Россия 1".
Правительство Москвы подготовило нам дополнительно три площадки, где наши верующие смогут послушать проповеди и совершить праздничные молитвы. Это традиционные площадки в Северном Бутово, в выставочном комплексе "Сокольники", в парке "Коломенское".
Мы постарались сделать так, чтобы все основные мероприятия прошли как можно раньше — с 7 до 8 часов утра. Я думаю, это не сильно скажется на ситуации с движением транспорта в Москве, хотя в июле, в связи с сезоном отпусков, трафик меньше. Мы сделали так, что к обеду можно уже будет восстановить движение, особенно у тех мечетей, где правоохранительные органы вынуждены его перекрывать, дабы разместились все верующие. Ведь сегодня стоит вопрос о нехватке мечетей в Москве.
Думаю, мы достойно и организованно проведем все мероприятия, так как опыт у нас уже есть. К мероприятию мы подключаем большое количество волонтеров, которые будут помогать правоохранительным органам в регулировании потоков движения. Мы также привлекаем волонтеров из народов трудовых мигрантов: узбеков, таджиков и киргизов, дабы они могли на понятном языке изъяснять нашим приезжим братьям по вере, как правильно пройти, где можно помолиться, чтобы они знали, как и где расположиться.
- Сколько верующих по Москве, согласно вашим ожиданиям, примут участие в празднике?
— Обычно в правительстве Москвы называют цифру, что в празднике принимают участие около 150 тысяч верующих. Я думаю, что будет до 200 тысяч.
- Вы упомянули, что в Москве не хватает мечетей. Вы можете сказать, сколько конкретно не хватает в соответствии с запросами верующих?
— Мне бы как жителю одного из округов Москвы было бы удобно ездить в свою окружную мечеть. В городе много спальных районов, а три мечети из четырех расположены в центре. Соборная и Историческая мечети — в Центральном округе. Мемориальная мечеть — на Поклонной горе. Только мечеть в Отрадном расположена в спальном районе. Куда приезжать тем, кто живет, например, на юго-западе, севере или востоке Москвы? Остается одно — в ближайшую мечеть в центре. А если бы в каждом округе было бы по мечети, то, я думаю, это разгрузило бы нелегкий московский трафик и люди спокойно могли бы совершать молитвы.
Тем более не стоит забывать, что у нас собирается большое количество верующих не только в праздники, но и каждую пятницу. Например, во время пятничной молитвы наша Московская Соборная мечеть вмещает 10 тысяч молящихся внутри здания и еще от трех до пяти тысяч на внутренней площадке. Поэтому, естественно, было бы правильным разгрузить центр города и сделать мечети в тех округах, где их нет.
- Раз уж вы упомянули про волонтеров, то хочется спросить, есть ли у Духовного управления мусульман России специальные волонтерские проекты?
— Да, есть. Их много. У нас имеется специальный отдел по работе с молодежью, так как мы уделяем этой теме большое внимание. Например, проекты по организации вечерних трапез в шатре Рамадана около Мемориальной мечети, а также трапезы в Соборной мечети проходят благодаря поддержке волонтерских движений. Днем люди работают, сдают сессию, учатся, а вечером приходят к нам и активно помогают. И это не один десяток людей. Помимо этого мы заранее договорились с диаспорами наших трудовых мигрантов о том, что они предоставят своих людей для помощи нам. Я хочу сказать, что люди активно откликаются, ведь, с точки зрения ислама, помощь людям является богоугодным делом. А с другой стороны, это дает им опыт общения.
- Эксперты утверждают, что волонтерское движение в России в последние годы очень быстро растет. Ощущаете это на себе?
— Мы это ощущаем. Видим ежемесячно прилив новых сил. Хочу сказать, что это очень хорошая тенденция.
Мы знаем, что есть такое понятие, как юношеский максимализм: если молодые люди не находят себя, то, к сожалению, уже их находят разного рода вербовщики, люди, которые занимаются антирелигиозной, антиисламской пропагандой, и, пытаясь прикрываться именем ислама, вербуют их в деструктивные силы. Наша задача — уберечь их от этого.
Мы знаем, что у молодежи очень большой потенциал, очень много сил. Здесь, помогая нам, они себя и проявляют. В дальнейшем многие из них себя реализовывают: кто-то начинает новые проекты, которым мы оказываем помощь и поддержку, кто-то трудоустраивается по нашей рекомендации. Поэтому я считаю волонтерство очень важным направлением, которое, безусловно, нужно развивать. Ведь оно приносит положительные результаты, сегодня молодежь себя проявляет и тем самым находит свое место в обществе. Наша задача — просто подсказывать им, помогать, направлять. Я считаю, что это и есть наша большая работа по противодействию идеям радикализма и экстремизма.
- Как известно, в последние месяцы вы неоднократно проводили встречи с мусульманами разных стран, где затрагивали проблему борьбы с экстремизмом, которая не является эксклюзивной для кого-либо. Делегации Совета муфтиев в последнее время посетили, в том числе, Китай, Великобританию, Бахрейн, Саудовскую Аравию. С кем еще вы планируете в ближайшее время наладить контакт?
— Вы очень правильно отметили, что эта проблема касается всех мусульман, в том числе в Саудовской Аравии, Турции, Китае, Индонезии, Малайзии и так далее. Когда мы встречаемся с делегациями разного уровня, то все отмечают эту проблему. Это сегодня как некая болезнь — когда молодежь сходит с пути созидательности и встает на неправильный путь. Это касается разных семей и людей, причем разного вероисповедания. К сожалению, очень часто сегодня звучит, что эта проблема является именно исламской, хотя таковой на самом деле не является. Это наша общая, мировая проблема, с которой мы должны бороться сообща.
Мы провели большое количество встреч, совещаний, конференций и круглых столов на эту тему. Также обсуждали с руководством мусульманских общин в разных странах, как противостоять таким идеям. Например, сейчас готовится большая конференция по этой теме, которая пройдет в июле в Китае в городе Урумчи Уйгурского автономного округа. Это неспокойный район. Наша делегация во главе с председателем Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ — ред.) муфтием шейхом Равилем Гайнутдином направится туда.
Наверное, сегодня нашей основной миссией, которую мы, безусловно, выполняем, является идеологическое противостояние данному явлению. Только с помощью истинных ценностей ислама, духовной нравственности, созидательности, мы сможем уберечь нашу молодежь. Только эти идеи можно противопоставить тем, кто пытается затуманить мозги молодым людям. Поэтому мы сейчас активно работаем в интернете, изучаем проекты разных стран и смотрим, что у них можно перенять. А затем мы это пытаемся реализовать. Мы стараемся показать проекты не только в стенах мечетей, но и за их пределами — в крупных концертных залах, на выставочных площадках, к примеру.
Недавно в рамках выставки Moscow Halal Expo мы проводили молодежный форум, на который постарались пригласить тех людей, сделавших себе имя за счет того, что выбрали путь созидательности. Это, в том числе, и журналисты, и разработчики социальных проектов. Например, Султан Хамзаев, который, будучи мусульманином, развивает федеральный проект "Трезвая Россия".
Сегодня много путей, с помощью которых молодежь может себя реализовать. Сегодня непаханное поле в индустрии халяль, которой можно заниматься. Я знаю, многие ребята получили техническое образование, они сегодня делают в этой сфере очень интересные вещи. Например, они создали поисковую систему Halalguide, с помощью которой можно найти халяльную точку в любом городе — где помолиться, покушать, купить продукцию халяль и так далее. Мы такие проекты поддерживаем и помогаем молодежи, дабы они созидали. Именно такая задача сегодня стоит перед нами. Для ее решения мы будем обмениваться опытом с другими странами.
Конференция в Урумчи будет как раз направлена на профилактику идей радикализма и экстремизма, которые наблюдаются по всему миру, что направить силы молодежи, во-первых, на изучение нашего богословского наследия, которое вследствие многонациональ-ности и многорелигиозности наших стран является понятным и доступным. И, конечно, мы будем мусульман из других стран приглашать на наши мероприятия. Планируем даже в ближайшее время позвать китайских ребят пройти оздоровительную смену в одном из наших всероссийских лагерей. Я думаю, что подобного рода мероприятия помогают сближать наши усилия, и хочу еще раз заверить, что этот настрой полностью поддерживаются руководством мусульманских общин в разных странах и регионах.
- Неоднократно мусульманские деятели говорили о том, что эффективным способом борьбы с радикализмом является развитие образования.
— Да, это является идеологической основой.
- Совсем недавно, 21 мая, был заложен первый камень Болгарской исламской академии в Татарстане. Какой вклад вносит Духовное управление мусульман России в ее создание?
— В первую очередь, мы эту инициативу сразу поддержали и также начали активно заниматься ее воплощением в жизнь. ДУМ РФ стало соучредителем академии. Мы помогали получать регистрацию. Чуть больше месяца тому назад на расширенной встрече в министерстве образования нами было передано муфтию в Татарстан свидетельство о получении госрегистрации академии.
Сейчас очень важной составляющей является наполнение ее соответствующими кадрами. В этом отношении нужно будет проделать большую работу. Здание-то построить нетрудно. Сегодня мы видим, что власти республики Татарстан активно помогают учебному заведению техническим и материальным обеспечением.
Уровень академии, что важно, должен быть именно федеральным. У нас проходило по этому поводу заседание в Казани — как раз в преддверии закладки камня, — где были, в том числе, ответственные чиновники из администрации президента, а также зарубежные гости. Мы договорились, чтобы уровень академии соответствовал нынешнему времени и духу ислама, чтобы в ней могли повышать квалификацию, защищать магистерские, кандидатские, докторские диссертации религиозные деятели.
Недавно для наших православных братьев был создан диссертационный совет по теологии во главе с председателем Отдела внешних церковных связей митрополитом Волоколамским Иларионом. Наша работа в этом направлении тоже движется. Мы ожидаем, что на базе одного из авторитетных вузов — речь идет, в первую очередь, об Институте стран Азии и Африки МГУ — тоже сможем создать такой диссертационный совет по исламской теологии, чтобы наши специалисты и священнослужители с высшим религиозным образованием могли защищать свои кандидатские и докторские диссертации.
- Можете обозначить сроки его создания?
— Работа над этим ведется. Недавно было совещание в правительстве РФ, где, в том числе, поднимался и этот вопрос. Сейчас сроки обозначить не могу. Я думаю, что в ближайшее время мы сможем это все реализовать. Может быть, с Божьей помощью, уже в следующем учебном году.
- Первые 11 дней нового учебного года как раз приходятся на месяц совершения хаджа. Хотелось бы узнать о том, сколько российских граждан отправятся в этом году в паломничество в Мекку? Исчерпается ли на этот раз квота?
— Квота у нас осталась прежней — 16400 мест. Туроператоры увидели проблему прошлого года, когда мы недобрали квоту, и максимально снизили цены, сделав такие пакеты как "суперэконом". И они очень востребованы. Самый дешевый пакет сегодня стоит примерно 1800 долларов. Он позволяет полпути преодолеть на самолетах, например, до Арабских Эмиратов или Иордании, а оставшийся путь на автобусах, потому что прямых рейсов в Мекку, за исключением чартерных, у нас нет. Многие паломники соглашаются на этот пакет.
По имеющейся информации от туроператоров, в этом году практически квоту многие заполняют. И уже в конце августа наши паломники начинают вылетать к святым местам. Поэтому я думаю, что не менее 15 тысяч российских мусульман совершит хадж. Я полагаю, что с учетом прогнозов, квота будет заполнена на 95%.
- А что можно сказать про мусульман Крыма?
— Крым может побить рекорд прошлого года, при том, что тогда была дотация со стороны местных властей и Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования. В первое время такая поддержка была очень важна и необходима. Но в этом году мы сами обратили внимание властей на то, что мусульмане уже должны рассчитывать на свои силы, потому что с точки зрения ислама хадж нужно совершать на собственные деньги. У кого нет такой возможности, того Аллах не обязывает совершать хадж. В том году хадж совершили 322 человека из Крыма. В этом году будет не меньше 300, а может, чуть больше, чем в прошлом.
- В последние недели мировая общественность обсуждает итоги референдума в Великобритании. Если это государство покинет Евросоюз, как это повлияет на сотрудничество с британскими мусульманами?
— Мы как часть мусульманской уммы постоянно встречаемся и общаемся. В прошлом году мы провели в Лондоне международный мусульманский форум, который впервые прошел за пределами нашей страны, и обсудили актуальные темы. Мусульманская умма останется там вне зависимости от того, будет ли Великобритания входить в Евросоюз или нет. Я думаю, это не должно особо повлиять на наши взаимоотношения. Мы будем так же развивать наши связи с ними, укреплять их. У нас, в отличие от дипломатов и политиков, имеется, скажем так, "народная дипломатия". Поэтому для нас, наверное, не так существенны вопросы положения и статуса того или иного иностранного государства.
Если говорить о взаимоотношениях мусульман Британии с мусульманами Евросоюза, то они могут, наверное, вызвать определенные вопросы. Я так понимаю, что там прекратятся безвизовые въезды и выезды, что будут ужесточения в вопросах миграционной политики. Поэтому у нас есть некие опасения, что последние события могут повредить взаимоотношениям между мусульманами внутри Евросоюза. Главное, чтобы ультраправые политики не пытались своими действиями усугубить положение мусульманской общины. Ведь сегодня в Европе уже сложились определенные устои, например, мэр Лондона, Садик Хан, является соблюдающим мусульманином.
- Когда вы сказали про народную дипломатию, мне сразу вспомнилось упоминание вами этого термина в связи с ухудшением отношений между властями России и Турции. Вы подчеркивали, что именно благодаря ей общение между странами не прекратится. А все-таки, как бы вы оценили активность контактов между мусульманами двух стран за месяцы, прошедшие с момента инцидента?
— Активность взаимоотношений в духовной сфере, как и практически во всех остальных, была минимальной, хотя мы, безусловно, поддерживали контакт. Многие совместные проекты и программы в какой-то мере были остановлены. Например, ежегодно в месяц Рамадан по нашему приглашению приезжали имамы из Турции, а в этом году их не было.
Глава нашего государства неоднократно подчеркивал, что Россия не против народа Турции. Мы поддерживали отношения. Наш духовный лидер муфтий шейх Равиль Гайнутдин говорил о том, что все равно когда-то мы будем налаживать отношения, но нельзя терять время.
С момента трагических событий прошло семь месяцев, Турция все же извинилась. Нам предстоит заново наращивать совместные программы и проекты. Мы будем всячески способствовать укреплению наших дружественных и братских связей. Наша работа по укреплению связей на духовном поприще будет в комплексе взаимоотношений между нашими государствами приносить свои плоды. Надеюсь, мы сможем вновь использовать все наработки и будем думать о каких-то новых программах.
- А конкретно решение президента Турции принести извинения за сбитый самолет как восприняли?
— Положительно, конечно. Мне как верующему человеку кажется, что не просто так это событие произошло именно в месяц Рамадан. В этот месяц каждый из нас пытается осмыслить свои поступки: что сделал правильно, а что нет. В этом наблюдается милость Всевышнего — в том, что в последние, самые благословенные дни и ночи месяца Рамадан было принято и озвучено такое решение. Я считаю, что с точки зрения мусульманина это очень правильно, что человек может попросить прощения. Даже Всевышний в Коране призывает нас просить прощения. Сам пророк Мухаммед, мир ему, будучи безгрешным человеком, 70 раз просил прощения у Всевышнего ежедневно. И если мы кого-то обидели, ущемили чьи-то права, то ислам учит нас просить прощения и прощать.
Полагаю, что с религиозной точки зрения было подобрано очень символичное время. Надеюсь, что все эти извинения будут приняты со стороны нашего государства и мы сможем дальше развивать взаимоотношения, так как ислам учит нас укреплять и развивать отношения, быть в дружбе и согласии, жить в мире с разными народами. С точки зрения исламской религии, как я думаю, это был очень важный и осознанный шаг.