3 июля в России отмечается День работников Госавтоинспекции (ГИБДД) МВД РФ. Праздник учрежден приказом министра внутренних дел РФ от 3 июля 2009 года "Об объявлении Дня Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации".
Первое специальное подразделение рабоче-крестьянской милиции по регулированию дорожного движения — прообраз нынешней дорожно-патрульной службы — было сформировано в Москве в 1918 году. В задачу его сотрудников входил надзор за соблюдением правил движения на улицах города.
На улицах Москвы появились первые регулировщики, экипированные только свистками.
Законодательно правила движения были оформлены декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) от 10 июня 1920 года "Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям (правила)". Данный нормативный акт содержал требования к автомашинам и водителям, устанавливал предельные скорости движения автомобилей и мотоциклов, определял круг лиц, которые должны были нести ответственность за нарушение правил автодвижения.
Декретом предусматривалось создание специального органа, предназначенного для контроля за соблюдением правил движения и эксплуатации автотранспорта, — автоинспекции.
С середины 1920-х годов начиналась автомобилизация страны, и регулирование движения стало одной из основных обязанностей постовых милиционеров. В целях правильного регулирования уличного движения в ноябре 1922 года им был вручен жезл регулировщика длиной 11 вершков (около 50 сантиметров) красного цвета с желтой ручкой. Он носился постовым на ремне спереди, с левой стороны в специальном кожаном чехле. По сути, это был первый специальный "инструмент", отличающий сотрудника милиции, занимающегося регулированием уличного движения, от всех его коллег.
В 1933 году было принято решение отказаться от жезла и перейти на регулирование дорожного движения просто руками. Однако уже в 1939 году жезлы вернулись на дороги: 27 апреля 1939 года был издана "Инструкция постовому регулировщику движения", в которой милиционерам для лучшей видимости подаваемых знаков (сигналов) предписывалось управлять транспортными потоками с помощью жезла, окрашенного в черно-белый цвет.
В 1920-е годы значительная часть из насчитывающихся в стране автомобилей и мотоциклов была сконцентрирована в Москве. Рост числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в столице привел к тому, что 30 декабря 1925 года Моссоветом в составе коммунального хозяйства был создан отдел регулирования уличного движения.
Он должен был совершенствовать правила дорожного движения, изучать режимы движения, вводить скоростные ограничения и организовывать мероприятия по совершенствованию дорожных условий. В 1926 году в Москве были установлены первые предупреждающие и запрещающие дорожные знаки, указатели пешеходных переходов и предшественники современных светофоров — семафоры.
В 1928 году в штаты московской городской милиции впервые была включена должность инспектора по регулированию уличного движения. Полноценный отряд регулирования уличного движения (ОРУД) при Управлении рабоче-крестьянской милиции Москвы был образован в мае 1931 года. В том же году при нем образована инспекция по выдаче разрешений (прав) на управление автомототранспортом.
В соответствии с циркуляром Главного управления РК милиции при СНК РСФСР от 10 сентября 1931 года опыт работы по надзору за выполнением правил городского движения организованных в составе московского и ленинградского управлений рабоче-крестьянской милиции отделений РУД признавался положительным и распространялся на другие крупные города РСФСР.
20 марта 1932 года было принято постановление СНК РСФСР "О централизации учета аварийности и происшествий на местном транспорте в органах рабоче-крестьянской милиции". С этого момента начался статистический учет дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и их последствий. Одновременно это создало предпосылки для создания Государственной автомобильной инспекции (ГАИ). "Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР" было утверждено постановлением СНК СССР 3 июля 1936 года. Этот день считается официально датой образования ГАИ.
Новая структура основное внимание уделяла контролю качества подготовки водительского состава, проверке технического состояния автомобилей. Была утверждена система обязательных периодических технических осмотров автотранспорта.
В 1940 году в СССР были утверждены первые типовые правила движения по улицам и дорогам, которые стали основой для разработки правил дорожного движения в каждом регионе страны.
В 1959 году Советский Союз присоединился к международной "Конвенции о дорожном движении" и "Протоколу о дорожных знаках и сигналах", принятым в 1949 году на конференции ООН по дорожному и автомобильному транспорту. С учетом этих международных документов с 1 января 1961 года в СССР были введены первые единые для всей территории страны правила дорожного движения.
В 1960-1980-е годы предпринимались меры по совершенствованию структуры ГАИ, укреплению ее кадрами и внедрению в практику ее работы новых научных достижений.
На вооружение инспекторов ГАИ поступает новая техника, специальное вооружение, внедряются новые формы и методы работы.
В связи с распадом СССР постановлением правительства РФ от 28 мая 1992 года было утверждено Положение о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России).
15 июня 1998 года указом президента РФ ГАИ было преобразовано в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД РФ и было утверждено новое Положение об этой структуре.
Согласно Положению, ГИБДД является структурным подразделением МВД России, осуществляющим федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.
С 2004 года в связи с ростом аварийности на дорогах России начался новый этап в национальной политике страны, цель которой — повышение безопасности на дорогах.
Переломить негативную тенденцию удалось во многом благодаря реализации федеральной целевой программы (ФЦП) "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", в результате чего, по сравнению с базовым 2004 годом, число погибших в ДТП снизилось практически на 20%.
Новая профильная ФЦП, рассчитанная на 2013-2020 годы, предусматривает дальнейшее сокращение смертности от ДТП.
Происходит обновление ГИБДД — уточнение зон ответственности госструктур, передача несвойственных государству функций в компетенцию общественных и коммерческих организаций, создание системы наиболее полного контроля, создание цивилизованных форм исполнения решений о взыскании штрафов, восполнение правовых пробелов.
Подготовку кадров для Госавтоинспекции осуществляют Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Московский областной филиал Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, Краснодарский университет МВД России, Санкт-Петербургский университет МВД России, Уральский юридический институт МВД России.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников